Наше время стало эпохой тотальной продуктивности. Нет ничего, что могло бы избежать превращения в товар или потенциальной подачи в качестве товара. Колоссально изменилось потребление. Теперь оно прочно соединено с аффективной нагрузкой. Нельзя просто есть виноградных улиток, просто употреблять наркотики, просто трахаться, просто пить кальвадос, просто делать что угодно. Все, что ни делается, делается в горизонте получения так называемого «опыта». Аффективная экономика опыта достигла невиданной капитализации. Что является причиной этого торжества?
Причиной этого торжества является максимально широкая демократизация творческих сил. Каждый, кто способен к получению опыта, тем самым автоматически попадает в бесконечные ряды творцов. Хотя бы только творцов собственной жизни. Тем самым творческие силы оказываются одновременно и бесконечно могучими, и бесконечно слабыми. Их мобильность и миграционная способность возрастают до такой степени, что становятся неотделимы от жизни в целом.
Однако аффективная экономика нуждается в стабильном росте. Чтобы обеспечить рост в условиях демократизации творчества нужно связать саму его возможность с получением продуктивного опыта, который транслируется институтами культурной инфраструктуры. Институты культурной инфраструктуры – от музеев до ночных клубов - превращаются в гигантскую систему ловушек для аффектов, в трансформаторные подстанции аффективного напряжения. Каждая из этих ловушек претендует на уникальность транслируемого опыта и потому необратимо становиться похожей на все другие ловушки.
Продуктивность, развитие творчества зависает в постоянном колебании между мгновенным ударом и длительно откладываемым точным попаданием. Все хотят опыта, но никто не обладает им в полной мере. В попытке преодолеть этот парадокс современная аффективная экономика пытается инвестировать в сами структуры откладывания, предохранения, пробы, существующие в сумеречном пространстве как бы полученного опыта как бы не доведенного до конца во избежание конечного разочарования. Множественно генерируемые аффекты удерживают друг друга в состоянии неполноты, недовоплощения.
Аффективная экономика создает сумеречную культуры. Именно культура сумерек, этих бесконечных переходов в отсутствие достаточно определенных состояний является логичным и закономерным результатом предельной демократизации продуктивности. Может ли существовать в условиях сумеречной культуры философия? Философское предприятие в отличие от любого другого не предполагает возможности уклониться от решения поставленной задачи. Философ либо работает здесь и сейчас, либо не работает вовсе. Рациональное мышление требует обостренной способности к мгновенной, неотложной реакции на возникающую проблему.
Бокс – лучшее имя для мгновенных реакций правильно поставленного рационального мышления. От философии требуется предельно сосредоточенная оперативность, которая никак не может быть отложена для последующего инвестирования в опыт. Все решается здесь и сейчас, либо не решается вовсе. Благодаря этому философия получает возможность избавиться от опыта, который в противном случае было бы очень легко связать с её осуществлением. Удар, удар, еще удар – и конец поединка нокаутом: такова формула философского предприятия.
Почему следует заниматься философией как боксом? Потому что это непродуктивно. Почему философии следует стремиться к непродуктивности? Потому что философии следует избегать заранее гарантированных, безопасных путей. И если в наше время путь творчества, путь продуктивности оказался наиболее спокойным, значит, философии нечего делать на этом пути. Философия больше не может достигать результатов на пути творчества и она должна отказаться от творчества.
Следует перейти к стратегии нанесения ударов в случайном порядке. Следует сочетать непредсказуемость и точность, как в боксе. Следует противопоставить опыту реакцию. Выработка новых возможностей для реактивной философии требует слома стен концептуальным архивов. Всё, что было создано, существует и будет существовать всегда. Каждая высказанная мысль продолжает существовать вечно. Поэтому философам следует обратить свой поиск к тому, что существует только одно мгновение – как удар. Смертельный удар философии.
Дата публикации: 04.08.11
Проект: Реактор
© Сафронов П. 2011