Библиотека форм

В различных сферах, областях, доминионах культуры постепенно намечаются тенденции систематического взаимодействия и взаимовлияния, которые часто не могут развернуться в полном объеме из-за отсутствия общего и непрерывного поля, равно как и соответствующих концептуальных методическо-методологических средств. Аналогичное положение наблюдается также и в рамках каждой культурной сферы, где отдельные течения, виды, отрасли, направления остаются во многом изолированными друг от друга взаимным непониманием. Задача - создать особое пространство, открытое для творческого и продуктивного взаимодействия специализированных областей культуры, которое при этом не отменяло бы их относительной автономии и не редуцировало бы их друг к другу. Такого рода концептуальное пространство многих измерений с вариабельной метрикой и топологией можно, по-видимому, смоделировать на базе интерактивных интернет-технологий. Ведущий проекта - Василий Кузнецов.

Публикаций в проекте: 51

Марков А. 

Чем оплачено свидетельство: предложения Агамбена
Агамбен исходит из того, что каждый человек обладает собой, что права собственности незыблемы, что собственность остается в любых ситуациях и что собственности лишена только голая жизнь, которую в тоталитарных государствах предназначают к истреблению. Вся загвоздка в том, что суверен мыслит не в категориях собственности. Он мыслит в категориях наследования. Он назначает своих наследников и то самое цареубийство, с которого, по мнению Агамбена, начинается личность, он производит вполне и сам. Он вполне может убить одного наследника престола, чтобы передать престол другому. 60 тысяч марок выступают как такой мини-престол, который передается одному и которого лишаются другие. И в этом смысле логика нацистских институтов как раз ничем не отличается от логики цареубийц в европейской истории. Только теперь она поставлена на поток и в промышленных условиях может реализоваться по отношению к любому лицу, а не только к коронованной или еще не коронованной особе.
Дата публикации: 23.03.12
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Мысль вничью
Проблема Сартра, которая продолжает сохранять свое значение, состоит в равенстве, устанавливаемом между казалось бы анархической или даже «физической», асоциальной свободой, метафизически выраженной в качестве трансцендентального поля, и тем императивом, который, покинув пределы кантовской теории «царства целей», может быть выражен так: «поступай так, как если бы тебя не было». Нельзя сказать, что такой императив внешен кантовскому, если только учитывать саму логику «категоричности», которая как раз была бы невозможной в том случае, если бы ее основанием был какой бы то ни было субъект. Императив пытается определить границу, которая существует между действием как действием и действием как его производством, требующим определенных «производственных условий» в форме Я. Несомненно, что Сартр не предполагает связи между трансцендентальным сознанием и законом, согласно которому универсальность могла бы быть задана только при условии отсутствия производства действий, отсутствия, которое только и намечает то, что «нельзя не сделать» – некую загадочную социальную и политическую онтологию.
Дата публикации: 31.12.11
Читать весь текст

Бурдье П., Вакан Л. 

О хитрости империалистского разума
Множество тем, берущих свое начало в интеллектуальных конфронтациях, относящихся к социальной партикулярности американского общества и американских университетов, навязывается, в явно деисторизированной форме, всей планете. Эти общие места в аристотелевском смысле, или тезисы, с помощью которых спорят, но о которых никто не спорит; или, другими словами, исходные допущения дискуссии, о которых не дискутируют, обязаны большей частью своей убеждающей силы тому факту, что, кочуя из академических конференций в бестселлеры, из полунаучных журналов в экспертные оценки, из официальных отчетов на обложки журналов, они присутствуют везде одновременно, от Берлина до Токио и от Милана до Мехико, и пользуются мощной поддержкой транслирующих их якобы нейтральных каналов, какими выступают международные организации/
Дата публикации: 19.07.11
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Четвертая свобода и Революция
Пресса в ее свободной форме задает антропологическую границу, обусловленную именно тем, что, чтобы быть свободным, нужно быть более произвольным и более непроизвольным, чем это может позволить себе любой человек, даже тот, что преследует только лишь свои собственные интересы. Именно «собственность» последних замыкает его в метафизико-политическом определении свободы и, одновременно, не позволяет выйти из дубля экономического/правового определения свободы. Только инстанция такой свободной прессы, которая находится в подвешенном состоянии, реализует свободу, невзирая на интересы и биографию отдельного человека. Субъект, встраивающийся в эту инстанцию свободы, не приобретает каких-то качеств и не утверждается в качестве центра или носителя свободной деятельности, напротив, свободен он постольку, поскольку его действия предполагают непроизвольные эффекты в самом центре его высказывания, центре его смысла – которые могут эксплуатироваться злоумышленниками, хотя не они их создают и не они ими управляют.
Дата публикации: 21.01.11
Читать весь текст

Сафронов П. 

Сумма движений. Сквозь
Сквозь, стремящееся к там, всегда одиночно. Так одинокий лазутчик пробирается сквозь военный лагерь противника, чтобы нанести удар предводителю войска. Этот лазутчик уже там, где нет войска, деморализованного убийством предводителя. Поэтому его нельзя поймать здесь. Лазутчик, как кажется, обладает слишком хорошо развитым воображением. Не является ли поэзия просто особым образом разработанной теорией шпионажа? Искусство уходить незамеченным от всякого здесь, которое пытается напасть. То есть, не то чтобы здесь выстраивало специальную защиту против любого покушения на свою сохранность. Просто его слишком много. От здесь нельзя уйти, удалиться на безопасную дистанцию. Необходимо проследовать сквозь него. Рассеять это необоримое множество чем-то одним.
Дата публикации: 04.05.10
Читать весь текст

Сафронов П. 

Сумма движений. Извне
Извне асимметрично. То есть оно учреждает неравенство. По неизвестной причине чувствуешь себя извне и понимаешь неравенство настоящего момента прошлому. Прошлое извне. То есть оно не находится где-то в другом месте, оно просто не-здесь. Извне не-здесь. Всеобщее отступление от данности. От того, что видимо, слышимо, осязаемо здесь-и-сейчас. Мысль в извне. Мысль не-здесь. Мысль не-сейчас. Это, конечно, не точка зрения вечности. Потому что для вечности не существует точек. Вечность не помещается в момент. В момент помещается здесь-и-сейчас время. То есть время существует внутри моментов. Извне моментов времени нет (вообще). Чтобы стало (быть) время, момент должен встать. То есть он должен (быть) определен извне. Должно быть извне, чтобы момент стал различим, чтобы момент приобрёл границы.
Дата публикации: 09.03.10
Читать весь текст

Сафронов П. 

Формы жизни. За столом
Мыслить – значит быть за столом. Принуждать себя даже к тому, чтобы быть за столом. Стол дисциплинирует мышление. Мышление делается ровным, гладким и ограниченным со всех сторон как поверхность стола. Мысля за столом, воли себе не дашь. За столом воли нет, только закуски на нём. Но съесть-то их можно быстро, а мыслить хочется долго. Вот и приходится за одним столом видеть весь мир. Так сказать, от близкого к далекому.
Дата публикации: 25.11.09
Читать весь текст

Сафронов П. 

Формы жизни. Сон
Вне сна мир смотрит на меня. Я хочу знать, что он видит. Могу об этом догадываться. Но все же никогда не обладаю «знанием». Во сне же я со-знаю мир. Моё сознание как бы сопрягается с всем миром, но себя я при этом не теряю. Сон даёт миру простор, замыкая его в себе. Освобождение соединяется с (не)действительным воплощением. Свободно то, что (при)снится. А мало ли что может присниться. Мало ли что может прийти/вступить из мира в сон. Свобода сна - основа свободы индивида по отношению к миру. Свободен тот, кто имеет возможность свободно спать.
Дата публикации: 03.11.09
Читать весь текст

Сафронов П. 

Формы жизни. Руководство
Бесконечные телемосты, селекторные совещания, блоги и прочее нужны лишь для усиления эффекта дистанции, которая отсчитывается от руководства как от нулевого километра. Воздействие эффекта дистанции увеличивается еще больше благодаря деятельности «посредников», изъясняющих и толкующих «прямые» обращения руководства. Казалось бы, если обращение «прямое», зачем его ещё толковать? Но это весьма обманчивое впечатление, поскольку, как уже было сказано, прямая есть наибольшее расстояние до руководства. Тут развивается деятельность по созданию всякого рода обходных путей, призванных «довести» нечто до сведения руководства или «поставить» его в известность. Тем самым фактически признается совершенная неспособность руководства самостоятельно справиться с пространственно-временной дистанцией, отделяющей его от руководимых.
Дата публикации: 20.09.09
Читать весь текст

Сафронов П. 

Формы жизни. Графомания
Графомания - это намеренно случайное письмо. Структура графоманского письма задаётся существованием графомана. Он существует и поэтому (уже) пишет. Неотложность письма есть экзистенциальное определение графомании. Попробуй объясни, что ты понял в мире. Все эти отношения с миром «не нечто помысленное». Т.е. чтобы понимать мир, лучше о нём не мыслить. Нужно как-то пропустить мир. Пропустить вовнутрь. Описать его. Написать про него. Что уж тут поделаешь. Мир не выведешь на чистую воду. Всегда остаётся ещё что-то. И Письмо постоянно отвлекается на это что-то. Графоманское письмо всегда колеблется от одного к другому, а потом еще к чему-нибудь. Если иначе сказать, то мир, наверное, децентрирует Письмо. Чтобы оно (Письмо) не думало, а делало. И из этой деятельности черпало свою мироразмерность. Вот пишу сейчас этот текст, и смотрю в окно. Рассеиваюсь. То есть «могу» делать и то, и другое. Благодаря письму. То есть письмо, - это когда есть и то, и другое, и даже третье. Вот так однообразно. Графомания, одним словом.
Дата публикации: 25.07.09
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Default Philosophy: советская философия в поисках пароля мышления
В середине 90-х в Москве прошли странные «Страсти по Декарту», развернутые в контексте некоего всеобщего воспоминания о Мамардашвили. Интересным это воспоминание было особенно для тех, кто никогда не знал Мамардашвили и ничего о нем не помнил, не имея, таким образом, никаких шансов на розыгрыш карты «ученичества» или «продолжения». Особенно заметным – и юмористическим – эффектом стала история с обложкой одной из изданных конференций о Мамардашвили, на которой стояло заглавие «Встреча с Декартом», тогда как изображен был сам Мераб Мамардашвили. Обложка – не просто cover, то, что скрывает и показывает разом, в данном случае она стала более вопиющей, чем воображаемая за своей простой функцие скромная логика хайдеггеровской истины.
Дата публикации: 20.07.09
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Условия [для] конечности
Деконструкция может быть прямо рассмотрена как вариант (квази)трансцендентальной онтологии именно потому, что во многом ее содержание (возможно, отличающееся от «практики») представимо как проект онтологического «фундирования», отличный от хайдеггеровского, но выстраиваемый по весьма близким правилам . При этом, как и Хайдеггер, деконструкция стремится освободиться от самого понятия «бытия» как нерелевантного собственной работе . Если традиционная (метафизическая) онтология как онтотеология и логика присутствия исходит из вопроса «что это», то деконструкция стремится обнаружить «нечто», что приостанавливает этот основной вопрос философии . Но можно показать, что именно в этом пункте (отказа от логики сущности) деконструкция принимает все основные выводы фундаментальной онтологии, но подвергает их весьма существенным трансформациям, которые значимы именно в плане оформления трансцендентального понятия бытия как условия/инструмента.
Дата публикации: 03.06.09
Читать весь текст

Ескевич Ирина 

Кризис трансэкономики
Глобальный экономический кризис выявил себя и как кризис самой трансэкономики, обнаружив странные пробки в трансдискурсивных экономических каналах и тем самым как будто бы поставив под сомнение всю огромную «экономическую» работу, проделанную философией 20 в. и разворачивающуюся в сложнейших, многообразно и так замысловато нюансированных ментальных массивах. Этот второй кризис и выразился как трансэкономическое бездействие, молчание, неответ.
Дата публикации: 28.04.09
Читать весь текст

Сафронов П. 

Кибернезис
Функционирование кибертела может одновременно происходить на нескольких/многих платформах-носителях, тем самым полностью расщепляя единый узел пространственно-временной локализации. Кибернезис даёт телу возможность параллельного существования в нескольких средах и притом существования в значительной мере автономного. Тело избыточно по отношению к каждой отдельной реализации и поэтому вы-бывает из неё. Тело де-субстанциализируется, рас-средо-тачивается, утрачивая монотонное материальное постоянство. Пространство и время тела, прежде всегда сосредоточенные в одной «точке», отныне рассеиваются, трансформируюсь в связанный чем-то вроде семейного сходства коллектив или коллекцию. Да-да, отныне можно в буквальном и в переносном смысле этого слова коллекционировать, собирать «собственное» тело.
Дата публикации: 09.04.09
Читать весь текст

Денисенко Т. 

Смысл жизни и онтология развития
Что касается понимания смерти как экзистенциальной мобилизующей детерминанты, то в данном случае ключевым является бытие к смерти (Sein zum Tode), сообщающее пониманию предвосхищение возможной аннигиляции твоего бытия-в-мире как целостной проектной структуры. И важно тогда не только, преодолев легкомыслие, вспомнить о бренности своего бытия. Гораздо важнее здесь оптимизирующая роль смерти, заключающаяся в антиципации (предвосхищении) того возможного значения, которое приобретут твои поступки по окончании твоего жизненного пути.
Дата публикации: 15.03.09
Читать весь текст

Сафронов П. 

О моральной машине
Движение моральной машины осуществляется не столько за счёт мобильности элементов, сколько за счёт возникновения перекрёстных связей между как можно большим их (элементов) числом. Элементы как бы компенсируют свою неподвижность активной вовлеченностью во всё, что происходит в зоне доступа, выступая в качестве посредников при передаче возможно большего числа сообщений. Моральная машина мобильна за счёт иммобилизации элементов, достигаемой посредством растущего богатства и сложности их коммуникативных стратегий. Попадая в моральную машину, вы не всегда знаете, чего ожидать от каждого её элемента, именно потому, что не обладаете сопоставимым по точности знанием внутренних коммуникативных стратегий. Благодаря этому элементы моральной машины могут обладать значительной индивидуальностью для внешнего наблюдателя.
Дата публикации: 09.02.09
Читать весь текст

Ескевич Ирина 

Мистерия бухгалтерии
Восхищает упорство, с которым Россия пока что держится за классику бухгалтерского жанра – систему двойной записи. Ведь западные страны отказались от нее, найдя ее несколько трудоемкой и во многом излишней. Вслед за ними тянется и Россия, уже много лет собираясь отказаться от системы двойной записи в пользу монописьма, но все медлит и медлит с этим. Впрочем, причина, наверное, как всегда в издержках. Главная книга, в которой отчетливо звучит тот «второй голос», о котором, как мне кажется, и говорит Censura, в общем-то безобидна, никому не мешает, напротив, удобна и полезна в употреблении, в то время как избавление от нее – в буквальном смысле слова крайне дорогостоящий для экономики процесс (нужно переучивать всех бухгалтеров, переписывать и менять все программное обеспечение и т.д. и т.п). Если это, однако, произойдет, если Россия вслед за западными странами откажется от системы двойной записи, то вновь случится тот переход от «Платона» к «Аристотелю», что когда-то уже имел место в Древней Греции.
Дата публикации: 01.02.09
Читать весь текст

Безмолитвенный А. 

Triple bind – некоторые добавления к теории двойного послания
Если double bind потенциально является шизофреногенным в силу своей логической структуры, то triple bind постоянно намекает на некие возможные последствия (являющиеся по сути сведением контекста общения к заведомо болезненной и неприятной ситуации double bind), которые наступают в том случае, если некоторое условие не будет выполнено. При этом для удержания triple bind обязательно вытеснение, не-имение-в-виду, негэкспликация этих последствий обеими сторонами, ибо само их прояснение позиционировало бы задающую условия сторону как нечестную и манипулятивную, что равносильно открытому противостоянию.
Дата публикации: 26.12.08
Читать весь текст

Сафронов П. 

Философия глупости. Вместо манифеста
Глупость связана с самими вещами, с миром. Философия глупости – это феноменология. Феноменология всегда повторяет всё бесконечное число раз. То есть, вообще говоря, она рассчитана на тупиц. Феноменолог сам не может ничего понять с первого раза и переносит своё несчастное свойство на остальных. Феноменология предназначена для вечно отстающих. Философия глупости должна быть очень медленной, размеренной, тихоходной.
Дата публикации: 20.10.08
Читать весь текст

Сафронов П. 

Форма. Из метафизического лексикона
Правила сводят различия в тождество, подгоняют их под форму. Форма всегда правильна, потому что неиндивидуальна. Так как ничего различного в форме нет, она лишена содержания. Зато в ней есть наполнение как в воздушном шарике, который надувают газом из баллона. Правда, есть опасность, что чрезмерно надутый шарик лопнет. Когда такое случается, говорят, что форма не соответствует содержанию. Во всех иных случаях наполненная форма указывает на своё место содержанию. Но форма при том вовсе не оказывается строгим тюремщиком или требовательным воспитателем. Она совершенно безучастна к содержанию, поэтому в одной и той же форме может быть совершенно разное наполнение. Возможно и обратное, когда у разных форм наполнение полностью сходно.
Дата публикации: 13.09.08
Читать весь текст

Сафронов П. 

Душа. Из метафизического лексикона
Невыразимость содержания не означает, конечно, его значительности. Скорее напротив, глупость связана с пустяками, ничтожными подробностями, вообще всякой ерундой. Всё это настолько мелко, что даже не имеет собственных названий. Душа мычит как корова или курлычет как голубь не будучи в состоянии членораздельно высказаться. Исследование души может быть уподоблено попытке расслышать в мычании коровы на лугу или курлыкании голубя на крыше нечто осмысленное. Но слышится в мычании той коровы, курлыкании того голубя нечто ласковое, родное, душевное. Коровья задумчивость или голубиная кротость дают нам примеры нечаянной и потому неизбывно прекрасной глупости.
Дата публикации: 27.07.08
Читать весь текст

Сафронов П. 

Мир. Из метафизического лексикона
Ощущение мирской скуки – верный признак человечности. Человек есть существо, скучающее в мире. Абсолютное есть бытие, томящееся в мире как жаркое в горшочке. Мир – это спёкшееся абсолютное. Человек – это запеканка мира. Мир прослаивает-ся между человеческим и абсолютным, становясь простым отсутствием одного в другом. Человеческое отсутствует в абсолютном, поскольку присутствует в мире. Абсолютное отсутствует в человеческом, поскольку присутствует в мире.
Дата публикации: 22.05.08
Читать весь текст

Гиренок Ф. 

Н.В.Гоголь. Сущность человека и его грезы
Человек становится природой для самого себя лишь в той мере, в какой он способен грезить... На этом свете нет места тем, кто воображает и грезит. Объективная реальность льет нам на голову холодную воду, выбивает из нас наши смыслы, нашу субъективность, заставляя нас говорить на языке другого, отказавшись от самоименования... В мире всегда будут те, кого порядок наличного не сможет излечить от грез болью. Их единственным упованием остается надежда на абсурд, который может подарить им смысл. Ведь грезы человека – это его самораскрывающаяся сущность.
Дата публикации: 29.02.08
Читать весь текст

Доменский С. 

Размышления о точности, немного касаясь математики
Все знают нашу слабость к прикладной философии и мы не упустим случая, ещё раз проявить её по поводу. Для этого скрытую условность, ввиду её чрезвычайной полезности, рассмотрим особо. Мы живём в мире тотально условного, но нам не дано знать всего условного, что нас окружает... Никто не знает своих артериальных стенозов и быть может “рок условного” сильного стресса, давно ходит за нами и уже дышит нам в затылок.
Дата публикации: 24.02.08
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Парфюмер и априорные товары
«Картезианская эстетика» позволяет предположить, что «точной природой», исходной реальностью для экономии является сама чувственность, то есть именно она позволяет определять что-то в качестве «полезного», а вовсе не отвлеченные рассуждения о том, что «необходимо» человеку, которые всегда грозят тавтологичностью. Чувственность определяет, что нам нравится, что не нравится и, в конечном счете, дает окончательный ответ на вопрос, что именно становится товаром. Реальностью экономии оказывается именно она, а не труд, монетарные средства или природные ресурсы, которые определяют лишь ограничения политэкономии, а не ее точную реальность.
Дата публикации: 12.02.08
Читать весь текст

Дмитриев В. 

Так что же такое философия?
Для реальной политики опора на ум была лишь техническим приемом в борьбе с родовой аристократией. При помощи умственных идеалов политики разрушали институты родового общества. Они были уверены, что ум должен ограничиться этой задачей. Философы отказались подчиниться тем ограничениям, которые на ум налагала власть. Ум подверг критике не только родовые порядки греков, но также их социальное устройство. Они отказались использовать ум в качестве ширмы для действия власти.
Дата публикации: 05.02.08
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Материя и бесконечное производство
Если ранее хороший «аристотелевский» строитель стремился к тому, чтобы его умение строить дом было само хорошо «выстроенным», чтобы в процессе постройки производилось наименьшее количество опилок, дыма и несчастных случаев на производстве, а также чтобы сам дом вызывал наименьшее количество «привходящих» впечатлений (и чтобы в целом все потенциальные жильцы оценивали его одинаково), то современная тенденция заключается в умножении этих привходящих свойств, нагромождения случайных несостыковок, кривых стен и жертв из гастарбайтеров, которые, однако, не влекут прекращения постройки, а плавно укладываются в общую «инсталляцию», мгновенно вписываемую в «рынок» как процесс общей «рационализации». «Привходящее» производит элитное жилье, а случайно проросший на балконе куст становится элементом дизайна.
Дата публикации: 02.12.07
Читать весь текст

Доменский С. 

Ошибка и правило. Часть 2
У правила вообще трудная жизнь. Правило живёт в перманентном экстриме: его как на хоккейной площадке, непрерывно атакуют, пытаются блокировать, подставить ножку, прижать к борту сложностью и невозможностью его выполнения и упрямым нежеланием ему следовать, а иногда просто норовят выкинуть за борт его ареала ("это не наш случай") или с остервенением тыкают клюшкой в его мнимый реверс.
Дата публикации: 24.09.07
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Критика не в фокусе
Вся «рецепция» «Капитализма и шизофрении», в том числе «революционными теоретиками», исходно была завязана на этот аффект, производимый «Анти-Эдипом» как нечеловеческой и неполитической критической теорией. Могут ли левые быть марсианами? Попытки представить «Анти-Эдип» в качестве «самого плохого» произведения Делеза и вообще расторгнуть брак Делеза и Гваттари свидетельствуют о том, что их «урок» оказался из числа тех, что лучше не учить. В поле шизоанализа современные левые оказались в тисках бессмысленного выбора. Либо шизофренизация потоков, то есть развитие капитализма в его собственной логике, либо регрессивная территоризация (например, стилистика позднего – «экологического» и «социалистического» – Фиделя Кастро и отчасти современного Чавеса).
Дата публикации: 14.09.07
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Фармаконы большие и малые
В чем же существенная «новация Платона» по отношению к Деррида и какие последствия она может иметь? В конечном счете решение тяжбы деконструкции и Платона возможно только при фиксации разных «деконструкций», предполагающих значительные различия в работе с инстанциями, которые приостанавливают действие классических оппозиций. Поэтому необходима некая «микроэкономика» философских теорий, позволяющая, не возвращаясь к метафизике, задаться вопросом о том, почему и как определенные «внешние эффекты» постоянно интерпретируются в деконструкции в качестве исходного материала «логики условий», позволяющей задавать все более «крупные» философские логики, причем способы оценки их размера и переход от одной к другой остаются без внимания.
Дата публикации: 06.09.07
Читать весь текст

Деррида Ж. 

Генеральная репетиция первого раза
Этот текст, полный ключей, не скрывает никакого секрета. В итоге, не нужно ничего расшифровывать, кроме той суммы, которой он является. Ничего, что за зеркалом. Навязчивый поиск выхода зависит только от структуры текста, исключая при этом любую иную мотивацию, в том числе и мотивацию некоего «автора» как такового. Он зависит только от этого оставшегося хвостика, с которым вы не знаете, что делать. Навязчивое состояние всегда будет иметь текстуальный характер. «Он сказал, что меня нужно было привязать к жерди». Текстуальность имеет осадную природу. Неразрешимый процесс закрытия/открытия, беспрестанно переоформляющийся. По порядку и в порядке (arithmos). (Препринт)
Дата публикации: 15.07.07
Читать весь текст

Доменский С. 

Ошибка и правило. Часть 1
Потребность в правиле возникает лишь тогда, когда ошибка, т.е. неприятный инцидент, проявляет тенденцию множественности. В «одном отрицательном» правило отдыхает, оно, как это очевидно, всегда направлено на «многое отрицательное». До этого нечто «происшедшее отрицательное» есть простое случайное, «не категорийное» событие. Сама возникающая «серийная» неприятность бывает неочевидна и спорна, она иногда принимает маскирующие формы.
Дата публикации: 27.05.07
Читать весь текст

Нилогов А. 

Давид Дубровский: субъективная реальность
Конечно, постмодернизм выразил некоторые реальные черты кризиса культуры постиндустриального общества. В концептуально-теоретическом плане у его главных представителей трудно обнаружить существенные новации, хотя философский и всякий иной шум вокруг этого направления был большой. Нагнетание скепсиса, релятивизма, деструктивности, эстетизация абсурда, стремление сокрушить традиционные ценности – во всём этом есть нечто патологическое. То, что ведущие представители постмодернизма были ярки, талантливы, усиливало их негативное влияние на философскую мысль. Сейчас на Западе постмодернизм сильно поблёк. А у нас мода на него ещё не прошла. Отдельные наши весьма одарённые авторы тоже отдают ему дань, например, Фёдор Иванович Гиренок. У меня с ним добрые отношения, но я мог бы выступить его критиком.
Дата публикации: 20.04.07
Читать весь текст

Нилогов А. 

Елена Смирнова: логическая семантика и вопросы обоснования логических систем
Существует идол «формализации», подмены логик формализмами, формальными системами. Почему надо бороться с ними «средствами самой логики»? Потому что нужно исследовать и понимать основания самой логики, её принципов и структур. Надо разрабатывать семантические основы формально-логических систем.
Дата публикации: 08.04.07
Читать весь текст

Доменский С. 

Знание и предположение - диалектика в действии
В предположении всегда нечто большее, чем исходный недостаток знания, который требуется уточнить или привести в порядок. В предположении идея, то есть новое знание, мотив, образ знания и его причина. В предположении также внутренний контекст, заставляющий искать это знание. Знание - это по своей сути инструмент, который в спешке ищет наше предположение для своих дел насущных - не больше и не меньше. И в этом смысле предположение “изначальней” по возникновению, чем само знание.
Дата публикации: 13.02.07
Читать весь текст

Нилогов А. 

Идентификация (не)гениальности
... ответ на вопрос "Как же всё-таки происходит признание гениальности?» является самым фундаментальным в её определении, чья генеалогия может и вовсе не совпадать с антропогенезом, – тем более – с происхождением конкретного гения, – вот почему гений может и не увидеть в другом гении именно другого гения, а не себя самого, – откуда и изначальная обращённость гения к истокам непризнанной гениальности, тогда как истоки признанной гениальности всегда устремлены вперёд...
Дата публикации: 29.01.07
Читать весь текст

Нилогов А. 

Владимир Васюков: формализация философии
Поиски универсальной логики – это поиски «утраченного рая», позиция логического монизма. Современная ситуация в логике не даёт никаких свидетельств в пользу существования подобной логики. Наоборот, мы живём в эпоху логического плюрализма, и конца этому пока что не предвидится. Именно по этой причине и возникла универсальная логика, о которой я уже упомянул. Универсальная логика – это не логическая система, а раздел современной логики, занимающейся изучением всего многообразия существующих и возможных неклассических логик – своеобразного «зоопарка» неклассических логик.
Дата публикации: 06.01.07
Читать весь текст

Нилогов А. 

Гиренок как растлитель
...даже Гиренку очевидно, что его косноязычие вовсе не от хорошего философствования, – Гиренок и рад бы научиться мыслить некосноязычно, – не косномыслить, – косноязычие под стать косномыслию, – но его философский Рубикон давным-давно пересох, – испарился из горизонта языка, – улетучился из языкового воображения, – из конструктивной функции языка, – спасти мир от красоты – если прежде человек мог довольствоваться уродством в пределах природы, – в аскезе своей окультуренности, – то теперь перед ним открывается подлинная невозможность изменить свой эстетический образ и подобие по лекалам искусственного безобразия, предустановленного дисгармонии между человеком и понятием о предустановленной гармонии Лейбница...
Дата публикации: 18.12.06
Читать весь текст

Кузнецов В. 

«Концептуальный переводчик»: подступы к программе
Мало того, философия затягивает и не отпускает, даже концептуальный отказ от философии неизбежно совершается средствами самой философии. Отказ от культуры средствами самой культуры – это одно, а отказ от культуры вообще (даже с учетом его невозможности) – это совсем другое, подобно тому, как можно философствовать о кризисе или конце философии, а можно вообще философией не заниматься. Начало и конец совпадают или, по крайней мере, стремятся к этому – философия замкнута.
Дата публикации: 12.12.06
Читать весь текст

Нилогов А. 

Сартр versus Сёрл: о природе Фона (по книге Д. Сёрла «Открывая сознание заново»)
Особое внимание следовало бы обратить на возможный скандал в философии сознания, связанный с диссеминацией интенциональных ментальных состояний до Фона небытия, на фоне которого они и конституируются. Сёрл полагает Фон в качестве неинтенционального, не давая при этом никаких его нейрофизиологических обоснований (по крайней мере в книге «Открывая сознание заново», 1992). На примере критики хомсковского понятия «лингвистической компетенции» – с помощью хомсковского же оправдания понятия о свободном языковом творчестве того или иного носителя естественного языка – нетрудно показать и последующую критику так называемой ментальной компетентности человека, которая может быть использована в дискриминационных целях (например, при разработке искусственного интеллекта, который будет обладать не только ментальностью наподобие человеческого сознания, но и подобием человеческой интуиции).
Дата публикации: 26.11.06
Читать весь текст

Сафронов П. 

Насилие онтологии
Преодоление насилия онтологии возможно там, где ничего осмысленного, правильного, технически соразмерного не происходит и где, следовательно, индивид не может быть присвоен и растворён в упорядоченных структурах каких бы то ни было априорных связей. Такое преодоление не должно быть длящимся во времени процессом, оно должно быть именно событием, спонтанным моментальным случаем, тем, что уже произошло и необратимо. Нам следует просто признать, что онтологии смыслов уже не существует.
Дата публикации: 04.11.06
Читать весь текст

Делез Ж. 

Капитализм: встреча двух потоков (лекция 12 декабря 1971 г.)
Вся наша гипотеза состоит, напротив, в том, что общественное поле инвестировано сексуальным либидо как таковым, и что в этом как раз и проявляется фундаментальная активность либидо: питать бессознательные инвестирования желания в общественном поле.
Дата публикации: 21.10.06
Читать весь текст

Нилогов А. 

Михаил Эпштейн: умножение сущностей
Нужно множить метафизики, а не устранять метафизику как таковую, к чему стремился логический позитивизм и отчасти деконструктивизм. Критика метафизики обычно обусловлена тем, что «большая метафизика» трансформируется в тоталитаризм, в политическую унификацию, интеллектуальный гнёт, авторитарность категорий. Можно стирать следы метафизики, а можно множить её следы, создавать малые метафизики, работать над метафизикой для каждой вещи, о чём в своё время мечтал Ницше.
Дата публикации: 16.10.06
Читать весь текст

Нилогов А. 

Сверхгомункул
...между историей философии и Историей Философии может уместиться ещё одно стадо буридановых ослов – весь ответ в том, где же найти для него подходящего пастуха или такого философского животного, которое бы защищало его от других философских зверей – по преимуществу от философских кротов и философских зайцев, первые из которых в сумерках философских богов роют подкопы под ризому переоценённых ценностей, а вторые – едут в философском экспрессе безбилетными пассажирами.
Дата публикации: 05.09.06
Читать весь текст

Сафронов П., Фролов А. 

Сознание мира и онтологический опыт
Переводя онтологическое в онтическое мы придаем миру определённый смысл. Таким смыслом оказывается бытие, взятое как условие возможности достраивания отдельной онтической перспективы до предполагаемого целого. Бытие является онтическим смыслом или проекцией мира. Мир как бы исполняется в бытии. В рамках онтического наше сознание мира всегда опосредовано бытием. Чтобы ни говорили или не воображали о мире, мы всегда начинаем с того, что мир есть. Описание мира через его бытие выражает именно наш, человеческий, конечный способ усмотрения.
Дата публикации: 21.06.06
Читать весь текст

Делез Ж. 

Природа потоков (лекция 12 декабря 1971 г.)
Маркс – это автор, который показал радикальную случайность формирования капитала. Всякая философия истории либо теологична, либо является историей случайностей и непредвиденных встреч. Исходный феномен капитализма: нужно, чтобы раскодированные потоки как таковые вошли в связку друг с другом. Что же обеспечивает эту связку?
Дата публикации: 17.06.06
Читать весь текст

Делез Ж. 

Коды и капитализм (лекция 16 ноября 1971 года)
Существует фундаментальный парадокс капитализма как общественной формации: если верно, что кошмаром всех других общественных формаций были некодируемые потоки, то капитализм исторически сложился на некоем невероятном основании: на том, что ужасало все другие общества – на существовании и реальности раскодированных потоков – и на них он учредил свое собственное дело.
Дата публикации: 17.05.06
Читать весь текст

Свасьян К. 

О конце истории философии
Нужно представить себя философского учителя, который – в строгой и абсолютно сознательной форме, отвечающей всякий раз уровню и потребностям аудитории, – давал бы своим ученикам не знания, а САМОГО СЕБЯ, чтобы и ученики смогли однажды опознать в этой подаренной им «чужой» самости собственную. То, что западная философия прошла мимо этого СОБЫТИЯ и предпочла ему хайдеггеровское «парки бабье лепетанье», достовернее всего свидетельствует о её конце.
Дата публикации: 30.05.05
Читать весь текст

Дмитриев В. 

Мастерфорум - это не форум
Образ отвлеченной и праздной общительности предписывал и соответствующий образ жизни. Именно этот соответствующий образ жизни я считаю и достойным (и для себя, и для других), и философским (делающим философию философией).
Дата публикации: 15.10.04
Читать весь текст

Дмитриев В. 

Письмо и существо философии
Постановка вопроса о соотношении письма и существа философии. Графология против грамматологии. Автор считает, что Деррида был радикально неправ, полагая, что философия вытесняла письмо и отводила ему второстепенное положение.
Дата публикации: 06.10.04
Читать весь текст

Кузнецов В. 

Что такое "Библиотека Форм"
Основные программные пункты Библиотеки форм, как сетевого и междисциплинарного проекта.
Дата публикации: 01.10.04
Читать весь текст

Сайт| ©2004-2007 Censura