Философия фантастики
Фантастика - это не столько литературный жанр, сколько особый модус скрещивания философии, политики и науки. Философская фантастика должна стать фантастической философией.
Публикаций в проекте: 8Кралечкин Д.
Дети реляций: стаи и ХорВыстраивая логику «стай» как самоконструирующегося ума, качества которого полностью определяются отношениями между элементами, Виндж приходит к неожиданному выводу, касающемуся «ментального» статуса отношений. Материализм отношений доказывается только в том случае, когда отношения непосредственно конструируют и определяют ум. В этом случае «ментальное» экстериоризировано самими отношениями, оно поддерживается ими в качестве некоего экрана и одновременно среды, но не может быть скрыто за ними (в качестве их субстрата или условия). Отношения уже не могут быть тотализированы некоей «всеобщей» рациональностью лейбницианского или, тем более, гегельянского типа, не могут предстать в качестве избыточного эффекта ментального (и произвольного) ассоциирования, но в то же время и сами умы не могут оставаться в сговоре с субстанциальными единствами, выступая их единственной опорой, сохраняя союз субстанциализма и идеализма, поскольку такие умы – результат по-особому выстроенных отношений, подчиненных материалистической логике затраты средств. «Трансиндивидуальность» стай – это способ сделать отношения рабочими и реальными за счет конструирования ментального, тогда как в обычном случае последнее остается эквивалентом «неделимого остатка», равнодушного к собственному генезису.
Дата публикации: 15.01.12
Читать весь текстКралечкин Д.
Двояковогнутая идеология"Голая жизнь" выродков является зеркальным отражением и одновременно легитимацией практики суверенов ("невидимых отцов" и т.п.), которые представляют свою деятельность в качестве "работы", "исполнения долга" на пределе сил, на грани износа всей системы в целом. Замечательным образом, чрезвычайное положение, в котором находятся выродки (в обоих своих частях - и в униженной, и в привилегированной) распространяется на все общество в целом. Если наиболее умная часть общества существует в невыносимых страданиях, какие могут быть речи о "политике" и "программах" для остальной части общества? Напротив, этой остальной части отводится роль простой прокладки, нейтрального медиума между одними выродками и другими, то есть медиума внутри единственного, биологически и теоретически, различенного политического субъекта. Концовка романа за счет разрушения башен-излучателей распространяет истину "биологии" на все общество в целом. Если ранее только выродки-исключенные находились на грани выживания, то теперь все общество поставлено на эту грань. И единственная сохранившаяся тут истина - это истина управления, квалифицированного "восстановления" и "санации" всего экологического и политического ландшафта силами объединенных экспертов-выродков.
Дата публикации: 01.03.09
Читать весь текстСафронов П.
Просто фантастикаОбычный порядок речи о случайном вообще и о фантастическом в частности, предполагающий в качестве их априорного основания повседневность кажется нам в высшей степени сомнительным. Нужно скорее говорить обратное: повседневность конструируется случайным, одним из проявлений которого является фантастическое. Повседневность – это случайность, вошедшая в привычку. Соответственно, случайность можно назвать повседневностью, к которой еще не привыкли. Заставить нас привыкнуть к повседневности, приучить нас к случайности пытается фантастическая литература. Она как бы намеренно стремится к ординарности. Она хочет, чтобы мы привыкли к будущему. При этом не происходит внедрения «ложной» памяти. Просто, нам ещё предстоит узнать о том, что мы будем помнить.
Дата публикации: 13.11.06
Читать весь текстФишман Л.
Цена могущества и миф об удерживающемКакой бы смысл у мифа об удерживающем ни был в прошлом, в настоящем он оборачивается мечтой о своего рода «удерживающей гегемонии». Суть ее не столько в том, чтобы переустроить мир ради общего блага, сколько в том, чтобы удержать его от впадения в окончательный хаос. Чтобы он не помешал ненароком процветанию нашей вполне самодостаточной мир-империи. Нам хочется думать, что от нашего процветания никому хуже не станет. Что за беда, если в мире дела будут идти настолько плохо, что он окажется неспособным угрожать России в военном отношении, обгонять технологически и т.д.?
Дата публикации: 04.10.06
Читать весь текстФишман Л.
Иное будущее. Картина будущего у российских фантастов: смена тенденцийСамый жесткий идеологический реваншизм отнюдь не всегда сочетается со стремлением радикального изменения миросистемы. Наиболее яркий пример идеолога-реваншиста и «технолога» в одном лице Ю.Никитин сумел успешно эволюционировать из одного лагеря в другой, при этом так и не предложив проекта, аналогичного злотниковскому или плехановскому. Напротив, как только идеологическо-реваншистская тенденция начинает сменяться технологической, появляются проекты («утопические» или «антиутопические» – в данном случае это не столь важно) радикального изменения миросистемы или, по крайней мере, проблема этого изменения начинает ставиться всерьез.
Дата публикации: 29.04.06
Читать весь текстКралечкин Д.
Одомашненная реальность и закрытие политики: возвращение на ТранайВместо того, чтобы создавать последовательность (иерархических) институтов, которые должны были бы «воплощать» утопию в жизнь, прерываясь на антиутопии, Транай пошел путем своеобразной «практики утопии»: поскольку означающее утопии лишено своего содержания, оно воспроизводится в бесконечной эмпирической игре собственной интерпретации, которая всегда осуществляется ad hoc.
Дата публикации: 28.03.06
Читать весь текстКралечкин Д.
Преподобный Лакан, просветитель бактерий«Слишком странный, чтобы жить, слишком редкий, чтобы умереть» – может ли эта фраза быть законом какого-либо социального «организма»? Может ли ее, в частности, присвоить то или иное поколение?
Дата публикации: 10.07.05
Читать весь текстКузнецов В.
Философия фантастики. К постановке проблемы....фантастика формирует, постоянно воспроизводит и поддерживает особый горизонт ожидания в пространстве отсутствия оппозиции истина/ложь ; иными словами, создает новые очевидности с помощью самораспаковывающегося кода и своего читателя, обладающего вкусом к таким перекодированиям и другим подобным интеллектуальным процедурам.
Дата публикации: 13.12.04
Читать весь текст