Философия интеллигенции

Интеллигенция - единственный "класс", который определим только тем, что ставит под вопрос свою собственную классовую и социальную принадлежность. Какие именно следствия извлекаются из такого определения интеллигенции в качестве социального Dasein'a? Как действует интеллигенция в условиях деструкции модернистского дискурса социального реформирования?

Публикаций в проекте: 16

Сафронов П. 

Системная эффективность
Фигуры интеллигента и эксперта объединяет подчёркнуто партикулярный, частный, ограниченный размах их действий. Основным отличием интеллектуала и от интеллигента, и от эксперта-аналитика является системность его мышления и деятельности. Под системностью понимается его сфокусированность на выстраивании новой позиции, определяющееся как целостная альтернатива имеющимся вариантам. Кроме того, в перспективе отношений со «старыми» системами системность означает восприятие их как единства, к которому и апеллирует интеллектуал. Интеллектуалу не интересны разоблачение имеющейся системы (политической, образовательной, экономической) или её менеджмент.
Дата публикации: 08.11.07
Читать весь текст

Кралечкин Д., Ушаков А. 

Стильная политика: почему Россия застряла в середине
Интеллигенция существует на растяжке между «реальностью», которая нуждается в защите от ее собственной – критической – претензии, и утопическим местом «нормальной» интеллигенции, в своем оформлении заимствующем основные черты у романтического «гения», каким-то чудом «поступившего на службу». Ясно, что идеальная для интеллигенция конфигурация такой растяжки требует, чтобы реальность была настолько самостоятельной, что она уже не нуждалась бы в защите от претензий языка, критики и интеллигенции. Однако для реальности такая защита может достигаться не точечной цензурой, а предельным наращиванием своих недифференцированных сил. Например, интеллигенция может считать тоталитарную власть идеальной именно потому, что эта власть имеет свой собственный устойчивый дискурс, исключающий интеллигенцию, – с одной стороны, а с другой – характеризуется качественной неподатливостью внешнему языку. Самое замечательное, что такая власть не может не выделить интеллигенции места «творческого сословия», то есть интеллигенции, редуцированной к ее собственному утопическому состоянию стилистического совершенствования и самовыражения. Другое дело, что подобная редукция ощущается интеллигенцией как нечто противозаконное, хотя и желанное, – в самом деле, объект желания интеллигенции принципиально расходится с ее желанием.
Дата публикации: 20.03.07
Читать весь текст

Безмолитвенный А., Сафронов П. 

Наш ответ Чемберлену
Все возможные подходы к изменению ситуации, не связанные с крупномасштабной социальной революцией, по мысли авторов, так или иначе основываются на полноценном использовании ресурса неинституциональной философии – разработке возможных путей коммерческого самообеспечения философии. Такая позиция ни в коем случае не означает отказа от институциональной философии, располагающей государственной поддержкой, и даже наоборот – в идеале укрепляет статус философии в рамках университета и способствует повышению её общественной значимости, подобно тому, как сложившийся рынок компьютеров и программирования укрепляет статус кибернетики и теории алгоритмов.
Дата публикации: 28.12.06
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Распределенные штаты интеллигенции
Интеллигент «подставляется» власти так, что ее удар (будь он ударом палача или ударом плотника) всегда оказывается смазанным, касательным, так что на теле и в уме интеллигента остается некий косвенный след, никак не соответствующий той логике власти, которая могла бы заранее определить форму и целесообразность ран и синяков.
Дата публикации: 09.06.05
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Light Analytics: религиозно-фольклорные корни интеллектуального класса
Креативность – главный атрибут христианского Бога. Новый интеллектуальный класс – те, кто решили, что это «их» бог, присвоив его себе и отвергнув наличие творческих способностей у всех остальных. В отличие от классических веберовских буржуа, они не занимаются доказательством действенности благодати, их интересует теория перманентного творения и сверхприбыль, объяснимая использованием гегелевской схемы субъективации.
Дата публикации: 05.04.05
Читать весь текст

Кузнецов В. 

Как возможна философия интеллигенции
...философия, выполняя свои задачи, вполне могла бы, наверное, и обойтись без рассмотрения интеллигенции, если бы не то обстоятельство, что у нас оказалось невозможно оставаться «просто» мыслителем: ведь даже «поэт в России больше, чем поэт».
Дата публикации: 05.02.05
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Не считая собаки
Если мы не шариковы – это может значить только одно: «мы – борментали». И если самопровозглашение интеллигенции невозможно «от первого лица», объяснение лишь в том факте, что «литература интеллигенции» слишком изобиловала таким первым лицом, слишком говорила о том, что только она говорит от себя. Манифест интеллигенции возможен только в косвенном виде. Скажем так – он не в фас, а в профиль.
Дата публикации: 03.02.05
Читать весь текст

Censura Community 

Censura и Федор Гиренок: о философии - с интеллигенцией и без
В беседе участников проекта "Философия интеллигенции" с Ф. Гиренком обсуждаются проблемы концептуализации интеллигенции, ее отрицания и последствия этих процедур.
Дата публикации: 16.01.05
Читать весь текст

Гиренок Ф. 

Впечатление от "философии интеллигенции" и текста Д. Кралечкина "©CONSCIOUSNESS Inc.".
Если она [интеллигенция] действует, то не понимает. Если понимает, то не действует. Интеллигенция является носителем сплошного непонимания, ибо понимают дома, внутри. Понимают и молчат. Здесь язык не нужен. На границе, вовне границы, в момент трения межчеловеческого нужен язык и непонимание. Язык создается для непонимания. И создает этот язык интеллигенция. Язык мешает пониманию. Интеллигенция - это ходячее непонимание.
Дата публикации: 13.01.05
Читать весь текст

Кралечкин Д., Ушаков А. 

Молчание интеллигенции
Сам факт того, что интеллигенция рассматривает любое активное участие в общественной жизни как «общественное служение», говорит только о том, что она не мыслит себя вне создания грандиозных проектов будущего, она пытается говорить от всего общества.
Дата публикации: 18.12.04
Читать весь текст

Скворцов А. 

Философия русской интеллигенции
...самое парадоксальное в разговоре об интеллигенции заключается в том, что мы точно не знаем её сущности. Все дискуссии основываются на каком-то интуитивном понимании интеллигенции, выделяющем её особый статус среди всего населения страны. На Западе бытует вполне рациональное понятие – «интеллектуалы», т.е. образованные люди, играющие видную роль в развитии науки, культуры и идеологии; умственная элита. Но такое определение ничего общего не имеет с российской действительностью.
Дата публикации: 10.12.04
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Спасти рядового интеллигента
Проект «философии интеллигенции» в его определении предполагал явную полемику с уже устоявшими практиками отталкивания от интеллигенции как «антифилософии»... Здесь я тезисно рассмотрю те отправные пункты, которые как раз и обозначают лобовое столкновение философии и интеллигенции. Цель такого представления – найти цепляющее для «философии интеллигенции» затруднение в простой казалось бы картине, то затруднение, которое и стало неким «объектом a» – в том смысле, что чем больше думать о нем, тем более оно становится затруднительным.
Дата публикации: 04.12.04
Читать весь текст

Ушаков А. 

Предсказания интеллигенции: политика, знание, власть
Интеллигенция... обычно имеет жесткую привязку к существующему политическому строю, что еще раз подчеркивает ее роль не как "знатоков" и экспертов в данной области, а как спонтанных носителей правды, прозревших на определенном участке своей жизни. В этом они сходятся и с обывателем, который хочет увидеть такого же носителя чувства, что "что-то не в порядке", но при этом не хочет изучать соответствующие гуманитарные дисциплины, которые только разрушат (дисциплинируют) его неопределенное чувство социальной справедливости.
Дата публикации: 01.12.04
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

©CONSCIOUSNESS Inc.
...интеллигенция – недостающий и в то же время «отсутствующий по-эзоповски» элемент теории сознания, который позволяет вычленить ряд разрывов внутри самого термина «сознание». Интеллигенция – это то, что наделяет «сознание» неустранимой омонимией, которая скрывается любой историей философии и, тем более, историей интеллигенции как социального явления.
Дата публикации: 15.11.04
Читать весь текст

Данилов В. 

Интеллигентский вопрос, или What is it like to be an intelligent?
Можно ли еще где-то услышать тот самый вопрос, интеллигентский вопрос, то есть вопрос, задаваемый интеллигентом самому себе - каково быть интеллигентом? Можно ли еще увидеть этот вопрос, услышать эту речь об интеллигенции в ее самоманифестирующей силе, во всех ее модальностях: от "как мы это допустили" до "что же мы должны делать сегодня"?
Дата публикации: 13.11.04
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Философия - хорошая работа
Философия как Fach немцев - попытка стереть абстрактность ума путем еще большей абстрактности преподавательского корпуса. Философия теперь принимается за работу только тогда, когда ее принимают на работу. В действительности Fach исторически стирает тот факт, что греческая философия традиционно выступает в качестве "второй работы".
Дата публикации: 15.10.04
Читать весь текст

Сайт| ©2004-2007 Censura