Реактор

Реакция не должна быть предсказуемой. В своей практике ответа мы обязаны делать реакцию как можно менее аффективной. Задача реакции - даже неминумый аффект перевести во что-то путное, сделать так, чтобы реакция стала не менее сложной, чем в химическом производстве. Реакция должна стать продуктивной и мирной, работая как "реактор".

Публикаций в проекте: 26

Сафронов П. 

Бокс. Тезисы о непродуктивности
Бокс – лучшее имя для мгновенных реакций правильно поставленного рационального мышления. От философии требуется предельно сосредоточенная оперативность, которая никак не может быть отложена для последующего инвестирования в опыт. Все решается здесь и сейчас, либо не решается вовсе. Благодаря этому философия получает возможность избавиться от опыта, который в противном случае было бы очень легко связать с её осуществлением. Удар, удар, еще удар – и конец поединка нокаутом: такова формула философского предприятия. Почему следует заниматься философией как боксом? Потому что это непродуктивно. Почему философии следует стремиться к непродуктивности? Потому что философии следует избегать заранее гарантированных, безопасных путей. И если в наше время путь творчества, путь продуктивности оказался наиболее спокойным, значит, философии нечего делать на этом пути. Философия больше не может достигать результатов на пути творчества и она должна отказаться от творчества.
Дата публикации: 04.08.11
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Матрица Гоббса
Power – это способ работать с физической реальностью так, словно бы она однозначно исчерпывалась терминами реальности «социальной» или «чувственной», то есть реальности принципиально не переводящейся в физические инстанции. Это некий shortcut для существа, полностью определенного физикой, но не встречающего саму эту физику в своем опыте (в нашем опыте мы имеем дело, например, с удовольствием, но не с геометрией). За каждым shortcut скрывается некая физическая полнота, совершенно недоступная восприятию и, тем более, управлению, но наличие этих инструментов позволяет запускать «полные циклы», реализующие на базовом уровне процесс felicity.
Дата публикации: 20.06.11
Читать весь текст

Брюс Стерлинг 

Взрывной сарай
Пока другие с благоговением взирают на многочисленные странности Ассанджа - его прическу, аккуратность, слишком точную речь, его пост-национальную жизнь, которая помещается в сумку для ноутбука, - я узнаю в нем чистейшего гика-аутсайдера. Боже, я знаю тысячу таких чудиков, и, кажется, буквально все они сидят в моем твиттере и кричат в поддержку Ассанджа, потому что признают в нем брата и классового союзника. И они испытывают перед ним священный трепет, потому что впервые их воображаемому и обиженному низшему классу удалось нанести серьезный удар на политической арене. Джулиан Ассандж хакнул сверх-державу. Он не просто оскорбил капитана глобальной футбольной команды; он установил камеру наблюдения в раздевалке. Он показал старую дипломатию без штанов. Это крайне досадный акт технического вуайеризма. Это как Моника с ее пятнами, и даже больше.
Дата публикации: 28.12.10
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Опасные истоки левых технологий
Возможно, русская власть боится власти техники не менее Хайдеггера, поэтому стратегия поддержки Левши и им подобных - это стратегия скрытой борьбы против техники, одновременно демонстрирующая власть в чистом виде. Вместо создания некой бюрократической традиции «записи» и «таблиц», власть требует моментального проявления субъективного избытка - то есть, вопреки установившемуся мнению, она вовсе не заинтересована в подданных как бессловесных рабах. Напротив, Левша должен изобретать нечто такое, что никому и не снилось. Но делает он это не внутри какой-то заданной традиции, записи «технологии», а только для того, чтобы показать себя.
Дата публикации: 25.09.09
Читать весь текст

Дуденкова И. 

Сопротивление бесполезно!
Возможно, именно отказ от традиционного «априорного» негативного определения свободы и переопределение сопротивления через свободу от себя и сопротивления себе может иметь серьезный политический эффект, потому что останавливает проклятую диалектическую работу обмена и негативности, к которой так привычен актуальный политический опыт.
Дата публикации: 03.07.09
Читать весь текст

Жижек Славой 

Use Your Illusions
Опасность в том, что будет доминировать не тот кризисный нарратив, который пробудит нас ото сна, но тот, что позволить и дальше смотреть сны. И именно об этом и следует начать волноваться: не только об экономических последствиях кризиса, но и об очевидном соблазне ужесточить «войну с террором» и усилить американский интервенционизм, дабы поддержать на плаву экономику. Победа Обамы ничего не решает окончательно, но она расширяет нашу свободу и рамки принятия решений. Что бы ни случилось, она останется знаком надежды в наши мрачные времена, знаком того, что последнее слово не остается за реалистическими циниками справа и слева.
Дата публикации: 18.11.08
Читать весь текст

Безмолитвенный А. 

Авторское право как механизм вытеснения вытеснения
Реализованное в своей сублимационной ипостаси авторское право блокирует эту возможность и не порождает ничего, кроме графомании, т.е. функционирует как ложная, заранее предписанная социальная сублимация, выступающая предохранителем, который вытесняет процесс, приводящий к образованию личностной стратегемы. А следовательно – даже последовательно реализованное авторское право увеличивает и без того раздутое культурное пространство и запускает вдобавок тенденцию «ухудшающего отбора».
Дата публикации: 25.10.08
Читать весь текст

Гиренок Ф. 

Почему закатилась звезда социальных наук?
Субъектные категории, а именно: индивид, группа, институт, - являются пустым местом, антропологическим ничто, в которое сбрасываются отходы социализации. У социального субъекта нет ни эмоциональной, ни знаковой репрезентации. Он всегда не узнан, т.е. анонимен. Быть субъектом в порядке социума – это значит, что тебе говорят «эй, ты» и ты оборачиваешься, откликаешься. Ты субъект только потому, что ты распознал, что оклик был адресован тебе. Только организованный хаос имманентного пробуждает в нас возвышенное слово «бунт», и мы видим в нем хвост ускользающей от нас субъектности.
Дата публикации: 13.10.08
Читать весь текст

Гиренок Ф. 

"Современная российская философия": новый философско-издательский проект
Начиная с лета 2008 года, начал свою реализацию новый проект «Современная русская философия», организованный при участии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и Московского государственного индустриального университета.
Дата публикации: 10.08.08
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Мастерица ключей
Ретроспективно образованный «исследователем-переводчиком» понятийный букварь оказывается тем, что одновременно и «руководит» автором, и направляет переводчика в лабиринте его текста, и является скрытой целью авторского текста, телосом – ведь если бы он был для него не скрыт, а дан явно, Деррида мог бы сразу написать предисловие к русскому изданию «О грамматологии» и не мучиться с огромным массивом текстов, принципиально разных и трудно собираемых в некое научно приемлемое единство.
Дата публикации: 29.06.08
Читать весь текст

Доменский С. 

Оценка и выбор. Беглый взгляд на вещи
Найдётся целый полк философов, которые станут патриотично уверять, что философия в России есть, но можно не сомневаться, что найдётся и другой, «вражеский» ему полк знатоков, которые станут космополитично доказывать нам обратное, не менее горячо и аргументировано. Как же нам быть, гордиться нашей философией или у нас нет для этого оснований, то есть как её оценивать?
Дата публикации: 11.05.08
Читать весь текст

гр. Палеонтология 

Синяк и складки
Попробуем определить, что же нам не нравится в физкультурном проекте Гиренка. Во-первых, физкультурный он потому, что спорт здесь представляется в виде морали – именно так и получается физкультура. Во-вторых, мы хотим поехать в Грецию, Америку, Австралию или еще какую-нибудь страну, чтобы принять участие в Олимпиаде, а не просто поддерживать свою форму. В-третьих, требования физкультурной морали Гиренка, по нашему мнению, могли бы быть легко выполнены при помощи анаболиков, сжигателей жира, протеинов, стимуляторов и прочих аналогичных средств. В-четвертых, мы не знаем, чем «традиционные» средства поддержания формы, предлагаемые Гиренком, лучше научных.
Дата публикации: 17.03.08
Читать весь текст

Ушаков А. 

Rush (Russ) Hours
Комментарий Андрея Ушакова, научного руководителя Корпорации социального дизайна, относительно заявленного на 11 декабря 2007 г. круглого стола «Философия в постсоветскую эпоху - угроза медиа», проводимого в клубе "Билингва".
Дата публикации: 11.12.07
Читать весь текст

Жижек Славой 

Бадью (по)думает обо всём
Существуют люди, которые вынуждены признавать несравненную силу мысли Бадью, но при всем том очень скептически относятся к его «радикальной» политической позиции и к верности маоизму. Они любят противопоставлять классическую красоту его метафизических построений его открыто революционной политической ангажированности. Проблема, как указывает концептуальная ось книги («Защита материалистической диалектики от гегемонии демократического материализма»), в том, что обе позиции неразделимы. Парафразируя Робеспьера, можно сказать, что эти фальшивые обожатели «хотели получить бы философию Бадью без философии».
Дата публикации: 29.03.07
Читать весь текст

Безмолитвенный А. 

Экономия на культуре (реакция на «Экономику символического обмена» А. Долгина)
Если предполагается, что для культуры в целом «улучшающий» отбор означает ситуацию, при которой каждый отдельный реципиент удовлетворен качеством потребленного продукта, причем удовлетворение это обеспечивается за счет «нейтрального» по отношению к экспертной оценке механизма коллаборативной фильтрации, тогда традиционные функции интеллектуала как флагмана в океане культуры становятся бессмысленными.
Дата публикации: 13.01.07
Читать весь текст

Нилогов А. 

Дмитрий Галковский: альтернативный русский философ (интервью)
Я по обстоятельствам личной жизни очень уважительно отношусь к тому, что говорю, кому, где и как. Многие обширные цитаты вставлялись в «Бесконечный тупик» в обстановке книжного голода, мне хотелось побольше рассказать о прочитанном. Как герою антиутопии Бредбери. Гипертекстовая форма книги была предчувствием начинающейся компьютерной эры. В некоторых частях эта игра выглядит сейчас слишком тонко. Интернет несколько огрубил идею филологических ассоциаций и ссылок. Но это детали. Мне кажется, я адекватно передал своё тогдашнее состояние и тогдашнее состояние отечественной культуры. Все мы от безделья и страданий тысячу раз пережили своё будущее и умерли в своём времени, так и не родившись. Это судьба поколения, судьба страны. Моя ли это судьба? Не знаю.
Дата публикации: 02.10.06
Читать весь текст

Данилов В. 

Критика покаяния
Критика Покаяния в том, что она собой представляет, дана в покаянии нобелевского лауреата в области литературы Гюнтера Грасса, яростного борца с нацистсим прошлым, со всеми формами расизма и шовинизма, что выделило его как одного из самых политических писателей современной Германии. Это, пожалуй, одновременно и самая радикальная критика покаяния, данная в форме покаяния, и вызов покаянию как таковому.
Дата публикации: 26.08.06
Читать весь текст

Гиренок Ф., Васильев В. 

Помогает ли Хомский понять сознание?
Почему Хомский и почему сознание? Ну, с Хомским понятно. Уникальная личность. Самый цитируемый человек на Земле, единственный философ, собирающий стадионы. Гуру антиглобализма, кумир социального рока, «Университетский Элвис». Единственный человек на Земле, которого, по-моему, боится администрация США. Автор теории «порождающей грамматики», изменившей лингвистику. Давид, если хотите, пятьдесят лет назад в одиночку победивший Голиафа бихевиоризма и совершивший революцию в когнитивной науке. И здесь ответ и на второй вопрос. Философия сознания, и в этом мало кто сомневается, это авангардная область современной философии. А Хомский как раз подготовил ее расцвет.
Дата публикации: 05.07.05
Читать весь текст

Гиренок Ф. 

Н. Хомский «Язык и мышление»
Порождающая грамматика Хомского не объясняет, почему язык один, а мышление у людей разное, а также не раскрывает механизм, обеспечивающий связь мышления и языка, и самое главное, она оставляет в стороне вопрос о невербальном типе мышления. На мой взгляд, мыслить – это не значит говорить. Мыслить – значит воображать.
Дата публикации: 21.06.05
Читать весь текст

Я.Непосторонний 

Российский философский конгресс: ожидания и разочарования
Те, кто присвоил себе право говорить от имени философии в нашей стране, никогда добровольно не откажутся от своей власти, а в ответ на любую подлинную или мнимую угрозу своему положению бросятся кричать, что нападают на «саму философию», и будут апеллировать к авторитетам имен великих древних мыслителей. Более того, постараются пресечь любую критику в свой адрес, ссылаясь на то, что любая критика неизбежно льет воду на мельницу противников философии и играет на руку тем, кто хочет отменить ее преподавание.
Дата публикации: 27.05.05
Читать весь текст

Кралечкин Д., Ушаков А. 

Душа политики
Объединяющая идеология явно или неявно отсылает к функционированию в данном обществе памяти, которая обязательно трактуется в качестве определенной «способности», которой мы способны распоряжаться и управлять, управляя таким образом самими собой как неким единством. Русская душа является не фигурой доверия к памяти (или к самой себе), а стремлением вернуть себя в качестве неожиданного возвращения. Отсюда значимость сюжета «возвращения в никуда» – от рассказа А.Платонова до недавнего фильма режиссера А.Звягинцева.
Дата публикации: 07.05.05
Читать весь текст

Данилов В., Кралечкин Д. 

Приключения одного Гуссерля в России
Сегодня наш старый знакомый, бывший когда-то феноменологом, больше занимается джиу-джитсу и, работая преподавателем в МГУ, говорит, что студенты-философы ничем не лучше других, и что им ничего не надо. Есть что-то смешное в людях, которым чуть больше двадцати и которые серьезно говорят о том, как интересно читать не изданную по-русски гуссерлиану...
Дата публикации: 18.03.05
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Реализм неприсваиваемой истины
Павловский взамен Леонтьева. Языческая политика пришла на смену фундаменталистской критике модерна.
Дата публикации: 25.02.05
Читать весь текст

Данилов В. 

Бешеные псы
"Русская идея" - снова актуально!
Дата публикации: 11.02.05
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Derrida Wake
Как только стало известно о смерти Деррида, сразу возникла мысль, что обязательно найдутся те, кто назовут Деррида святым. Почему канонизация не нужна?
Дата публикации: 11.11.04
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Философия возвращается: философские институции и их "неправда" (в ответ на статьи Н. Гараджи "Лишний билетик на философский пароход")
Философский институт... – это чистая симуляция, пустое место, на котором в принципе нельзя застать философию, но как только такое «означающее» философии устраняется, мы не в состоянии вернуться и к «подлинному» философии, поскольку было устранено само символическое пространство для такого движения. К сожалению, это закон «символического» как такового, который не позволяет нам вернуться к самим вещам языка путем стирания самого языка, пусть он – заведомо – «говорит не то, что есть». Точно так же часто возникает вопрос о том, что если в «демократических странах» декларируемые права – не более чем кем-то используемая идеология, не стоит ли вообще отменить такие заведомо лживые декларации? Но проблема как раз в том, что именно это «означающее» позволяет сохранять возможность апелляции к «настоящей демократии» (по сравнению с которой актуальное состояние дел – лживо), тогда как в условиях «реальной отмены» декларации сама отмена будет делегитимирована.
Дата публикации: 05.11.04
Читать весь текст

Сайт| ©2004-2007 Censura