Планка

Рецензия прошлого с рейдами в будущее. Книги, которые должны мешать вам спать.

Публикаций в проекте: 28

Кралечкин Д. 

Критика и поликлиника
Пример с «тестом на толерантность», используемый Батлер, показывает не только апроприацию государством прогрессистских лозунгов, но и систематическое невнимание к контрагенту – «опасному иммигранту»: если для государства достаточно того, чтобы потенциально недовольный или взрывоопасный мусульманин просто притворился, «критик», считающий такой тест уже оскорбительным, смотрит на мусульманина либо как на представителя «наивной» культуры, не способной на лицемерие, либо как на спонтанного либерального гражданина, который не отличает право на свободное мнение от права на его свободное высказывание, то есть существует в режиме «не могу молчать». Внимание к гетерогенности неожиданно оказывается смешанным с объективацией, конституцией «ущемленного» в качестве объекта с заранее заданными свойствами.
Дата публикации: 26.07.11
Читать весь текст

Данилов В. 

Шпилька Хайдеггера
Kehre – это поворот. Но в немецком гораздо более употребимы другие слова, обозначающие поворот, чем "Kehre". Последнее встречается редко и обозначает поворот горной дороги назад-и-вверх или назад-и-вниз. Термином этим пользуются якобы горнолыжники для обозначения крутого виража. Хайдеггер же, который кроме футбола обожал лыжный спорт и иногда позволял себе читать лекции прямо в лыжном костюме, соответственно мог "стащить" это словечко оттуда. Впрочем, гораздо более удачным было бы сравнение Kehre со "шпилькой" – резким поворотом гоночной автотрассы вплоть до 180 градусов, где машина должна сбрасывать скорость практически до нуля, чтобы пройти его не вылетев. И, кстати, на юге Германии крестьяне якобы используют слово "Kehre" для обозначения изгиба шпильки для волос.
Дата публикации: 03.07.11
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Внутри и вне ящика с инструментами
Шизоанализ конечно, представим как ящик с инструментами, однако упакованы они настолько плотно, что уже вытащить один из них, не потянув все остальные цепочкой, в которой намертво сцепились всевозможные молотки, щипцы и зубила, – задача крайне сложная, хотя кое-кому она и удается. Может быть даже в самом этом «ящике» – исходно поставляемом в виде двух томов – инструменты под собственным давлением слились в единый сверхплотный объект, так что ни о каком «решении из коробки», out of the box, говорить не приходится. В условиях, когда оба тома шизоанализа наконец представлены по-русски, начальной задачей вряд ли может быть что-то иное, кроме упражнений, позволяющих набить руку, которая забирается внутрь ящика и пытается там, в сверхплотной среде, за что-то ухватиться. И уж совсем хорошо, если вытащенное – чуть ли не наугад – удастся как-то применить, к чему-то пристроить. Но для этого необходимо не только «ориентироваться по тексту», но и «ориентироваться в мышлении», то есть, в том числе, в тех способах использования инструментария, который невозможно просто обозреть в рамках краткого курса по истории современной философии, свысока сводящей шизоанализ к нескольким элементарным генеалогиям (в рамках скрещивания Маркса и Фрейда, давшего ряд немецких образцов 20-х годов). Как показывают актуальные примеры, шизоанализ начинает работать там, где он лишается своего собственного «корпуса» и применяется к устойчивым проблемам и повествованиям, создавая точки раскодирования и новой «сборки».
Дата публикации: 11.03.11
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Антропология одного околотка
Последняя книга Гиренка «Аутография языка и сознания», рекламируемая как несомненный прогресс не только в личном творчестве автора, но и во всемирной философии, пытается порвать с традицией condition humaine и одновременно методологической «смерти человека», апроприируя их. Вернуть сущность человека человеку, не возвращаясь к антропологиям природы человека. Но это, так сказать, глобальный масштаб, филогенетический. В плане онтогенеза работа представляет собой еще одну попытку «ауто-территориализации» Гиренком своих собственных текстов и стиля, созданных еще в 90-е.
Дата публикации: 08.11.10
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Жан-Люк Нанси: непроизводимый перевод
Новый перевод "Непроизводящего сообщества" оказался своеобразным полным собранием всех тех переводческих ошибок и недоразумений, которые обычно использовались в переводческих войнах. Здесь и проблемы с терминами (ключевыми и не очень), и произвольная корректура автора, и незнание грамматики и вообще все, что угодно. По ходу чтения возникает впечатление, что имеешь дело с устным синхронным переводом, записанным на бумагу. Хотя, несомненно, переводчик «профессионален», в том смысле, что последовательно применяет техники из учебников по переводу (обычно политическому), и стремится преобразовать текст до неузнаваемости. Знания грамматики, правда, недостает. Конечно, «схватить» смысл произведения Нанси в таком изложении можно – но ведь умельцам в 90-е удавалось сделать это и безо всякого знания «Непроизводящего сообщества», как и других «больших текстов» (вроде «Опыта свободы»), так что зачем нужен перевод – совсем неясно.
Дата публикации: 05.04.10
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Нанси и духи
В этом смысле, демократия – это не столько режим самоуправляемых «богов» (духов), сколько режим самоуправляемых духов, занятых искусствами за пределами нашего понятия «искусства». Работа Нанси сводится к такому переоформлению различия «политического/неполитического», которое, с одной стороны, устраняло бы опасные «классические» родо-видовые определения политического (всегда приводящие к тому, что демократия оказывается лишь одной из политических форм, причем не лучшей, а всего лишь наименее худшей), а с другой – исключало бы релевантность вопроса «калькулируемого» существования, то есть, в пределе, просто выживания, в качестве политического вопроса.
Дата публикации: 27.07.09
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Каникулы в аду
Если «Невидимый комитет» и их сторонники не хотят представить свою деятельность в качестве варианта «существования в щелях» большого общества, неких «каникул» вечных студентов, им необходимо решить все те проблемы политической философии, которые остались нерешенными: если вопрос социального существования – это не вопрос необходимости (ничто не заставляет людей быть с другими людьми, вопреки всем новоевропейским теориям), а вопрос «встречи», «желания» и «истины» (которая, заметим, всегда сингулярна, как учили Нанси и Агамбен, которая всегда формирует общество-без-произведения), как сделать саму эту истину необходимой для тех, кто не склонен к социальному созерцанию, и для кого актуален только язык чистогана?
Дата публикации: 07.05.09
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Спекулятивный абсолют и порочный круг философии
«После конечности. Эссе о необходимости контингентности» Квентина Мейясу (Quentin Meillassoux) – несомненно, наиболее значительная работа последних лет на французском языке, из числа относящихся к жанру «чистой философии» (если не брать несколько более ожидаемой «Логики миров» А.Бадью). Выпущенная в 2006 г. издательством Seuil, книга приобрела значение культового произведения для достаточно обширного международного сообщества сравнительно молодых англо- и франкоязычных философов, образующих течение так называемого «спекулятивного реализма».
Дата публикации: 24.04.09
Читать весь текст

Фурнье Ж.-Б. 

Ален де Либера в поисках идентичности
Great achievement: именно это английское выражение подходит, чтобы охарактеризовать эту книгу, для которой исключительно важна игра языками и в которой столь заметно влияние англосаксонской философии самых разных периодов. Второй том археологической саги Алена де Либера, – несомненно, одна из самых замечательных и важных книг года.
Дата публикации: 06.12.08
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Философия машинально
Высвобождая «сингулярные процедуры» внутри функционирования фантастической машины (а других не бывает), философия должна приобретать характер «Науки Фантастики». В конце концов, разве лучшие классические примеры «философских теорий» не обладают неоспоримым эффектом фантастического воздействия, воздействия тем, чего нет – как нет ни Бытия, ни Субстанции, ни трансцендентального субъекта? То есть воздействия «ничем», которое, однако, является предпосылкой данного мира и только его.
Дата публикации: 21.11.08
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Бескорыстие буржуазии
Конечно, каждый гегельянец в наше время должен в итоге стать кантианцем. И Магун, несомненно, идет по этой дороге, что можно только приветствовать, хотя лично я бы предпочел не торопиться и посидеть на дорожку. Пока же в тексте можно видеть многочисленные знаки того, что исходная ставка на Канта чересчур проработана интерпретациями, которые зависимы, например, от того же Лиотара с его тематизацией возвышенного или Хайдеггера с его проработкой "воображения". Все это, утверждаю, гегелевские интерпретации, как бы они ни старались показать противное. В этом смысле и категорический императив может получить у Магуна трактовку только через воображаемое: якобы в производстве закона следует именно практиковать особым образом воображение, то есть воображать, что случится, если каждый будет поступать так, как я (это несколько напоминает шутку из одного фильма Вуди Аллена, где он восклицает: "А что произойдет, если каждый будет руководствоваться максимой моего действия и в этот вечер отправится в тот же ресторан, что и я?"). Тогда как "простота" категорического императива неслучайно подчеркивается Кантом как фундаментальное свойство - оно не зависит ни от "события", ни от "силы воображения", будучи доступным наиболее тупым умам. В конечном счете - что такое кантовский нравственный закон, если не принципиальная возможность повторения, которая сама отменяет обращение к воспроизводимому образцу и в то же время не претендует на абсолютное совпадение с архе, с изначальным жестом intellectus archetypus, подчиняющим себе в качестве своего заместителя intellectus ectypus?
Дата публикации: 02.10.08
Читать весь текст

Семенов К. 

<Вы же все равно его поменяете…>
Показательна интенция Автономовой, которая на сотне станиц предисловия к своему переводу «О грамматологии» в лучших традициях советского конвоя к идеологически чуждым произведениям пытается привести работу Деррида к общему академическому знаменателю, представить ее в виде еще одной – пусть и экзотичной – концепции в ряду других, пересказать всю книгу на нейтральном языке описания. Заявляя, что Деррида не хочет, чтобы его описывали «как объект», она тут же начинает описывать его именно так – вместо того, чтобы разобраться хотя бы, почему он этого так не хочет…
Дата публикации: 16.07.08
Читать весь текст

Кузнецов В. 

Рассеяние Деррида
Известность Деррида порождает устойчивую и постоянно воспроизводящуюся иллюзию самопонятности и самоочевидности двух взаимоиндуцирующих подходов – безудержного восхваления за якобы выданную авансом генеральную индульгенцию, дающую право на все что угодно, и не менее радикального реактивного поношения за то же самое – подходов, в альтернативности своей исключающих любые другие возможности. Пытающееся остаться над схваткой отстраненное академическое высокомерие, превращающее все и вся в безопасный заспиртованный препарат за стеклом витрины, подготовленный для солидного и неспешного описания, не менее достойно: в любом случае тут действуют априорные (неважно, осознанные или неосознанные) предпосылки, которые не сдвинуть лобовой атакой.
Дата публикации: 06.09.07
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Мальчик хочет в Гулаг
Сборник представляет собой не столько книгу для публики, сколько фрагмент ведомственной (или деловой?) переписки или, возможно, фотоальбом с лицами и веселыми сценками компании, развлекавшейся на уикенде. Однако во время этого уикенда решалась не в первый и не в последний раз задача обнаружения ПУБЛИЧНОГО места философии. Слабеющая связь последней со своими традиционными ареалами - "академией" или "ликеем" - демонстрируется тем, что философ, теоретик уже включены в "современное искусство". Они "думают вместе". И весь вопрос в характере этого включения - в качестве элемента инсталляции, в виде критика, зеваки, ценителя и т.д. Неясно, что могут и чего хотят философы - стать большой роскошной рамкой для не всегда лицеприятных опытов "современного искусства" или в целях большей рыночной отдачи составить одно из фиктивных, инсталляционных мест большого продукта под названием "contemporary art".
Дата публикации: 08.06.07
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Кафка Делеза/Гваттари: одна болезнь на двоих
Кафка Делеза/Гваттари – «герой-шиз». Вопрос в интерпретации, которая представляет весь корпус текстов Кафки в качестве последовательных компонентов «ускользания», то есть детерриториализации. Но не является ли именно "Превращение" оселком любого прочтения Кафки, не здесь ли следует ожидать нагнетания страстей, как будто его загадочная энтомология касалась всех и всего – в том числе и литературы?
Дата публикации: 21.02.07
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Делез без осложнений
Единственная альтернатива логики левой политэкономии – это логика революции, которую Жижек разделяет с Бадью. Иными словами, Марксу (Делезу/Гваттари) противостоит Ленин и Мао. Ирония выводов Жижека заключается в том, что даже самое поверхностное рассмотрение вопроса революции приводит именно к тем выводам, которые были сделаны по следам Делеза, а именно к выводу о «погружении» самой логики революции в капиталистическую реальность.
Дата публикации: 07.10.06
Читать весь текст

Данилов В. 

Россия как вещь мыслящая и протяженная
Редакоторы сборника «Мыслящая Россия» возвращаются к технологиям колониальной географии, задача которой состоит в присвоении через описание. И в этом ведь тоже есть что-то особенно русское – относиться к себе как к собственной колонии. Если в какой-то степени автоколониализм интеллектуалов оправдан интеллигентским комплексом «европейской судьбы»: гражданством России можно гордиться только в будущем, а ее настоящее может лечь лишь в основание этнологической практики; то отнюдь не ясно, каким образом авторы сборника (Куренной, Кордонский и др.) собираются избавляться от груза интеллигентщины, практически обозначая его как основной интеллектуальный проект и критикуя «проектантскую» идеологию прозападных реформаторов-либералов.
Дата публикации: 23.08.06
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Те(х)орроризм: Хабермас и Деррида против терроризма
Деррида и Хабермас всегда считали, что самое плохое – это инструментальный разум. С ним-то их и учили бороться. Но в Абу-Грейб никакого разума не наблюдается, ни практического, ни инструментального.
Дата публикации: 17.08.06
Читать весь текст

Ушаков А. 

Последний госпитальер
Сумасшедшие эксплуатируются современной философией, и Деррида тут не исключение, так же, как таджики-гастарбайтеры на московских стройках. Биоэтическая проблема состоит как раз в том, что представление симптома в качестве произведения подводит душевнобольного к краю болезни, к моменту, когда он не сумеет уже вернуться к состоянию до нее. Однако такие терапевтические и этические проблемы совершенно не волнуют Деррида – в конце концов, и это чистая правда, клятвы Гиппократа он не давал.
Дата публикации: 05.07.06
Читать весь текст

гр. Палеонтология 

Есть ли жизнь на Марксе?
Отечественные философы, очевидно, мыслят призрачную логику или «хантологию» (это не учение о хантах) по модели логики платоновской, в которой предельной единственной идеей выступает издание Ghostly Demarcations: A Symposium on Jacques Derrida's «Specters of Marx». Именно последняя книжка замыкает троицу в альбоме, которого мы с таким нетерпением ждали и синглом которого стали «Маркс и сыновья».
Дата публикации: 29.06.06
Читать весь текст

Данилов В. 

Куматоиды наступают
[Эпистемология и философия науки. Ежеквартальный журнал. 2006, т. VIII №2.] Нет такого другого гуманитарного журнала с такой же высокой плотностью употребления аббревиатуры РГНФ на единицу площади. Это напоминает практику встроенной рекламы в кино, только представьте себе вместо нарочно валяющейся бутылки "Старого мельника" в каком-нибудь из "Дозоров" название организации-рекламодателя. Я не знаю больше ни одного такого журнала, где редакционная статья была бы "написана при поддержке ХХХХ-фонда". Нет, я все понимаю, труд должен быть оплачен, но создается такое ощущение, что эти господа вообще ничего "без поддержки фонда" не делают. Даже с кровати не встают.
Дата публикации: 11.06.06
Читать весь текст

Сербинов С. 

Фитнесс свободы
[Зигмунт Бауман. Свобода. – М.: Новое издательство. – 2005] Книга Баумана «Свобода» (оригинальное издание – 1988 г.), вышедшая в прошлом году при поддержке фонда «Либеральная миссия», содержит весьма жесткую критику классического либерализма как идеологии неких неотъемлемых, природных свобод, которые приписываются индивиду. Тезис Баумана слагается из следующего: не существует никакой «естественной», досоциальной свободы, как не существует и никакого «золотого века» свободы. Свобода – не только качество некоторых социальных отношений, но еще и реляционное качество, то есть она всегда определяется по «несвободе» других практик или индивидов/агентов.
Дата публикации: 07.06.06
Читать весь текст

Данилов В. 

Европа плюс, Хабермас минус
[Изензее И. и др. (сост.) Политическая философия в Германии. - М.: Современные тетради. - 2006] Книга о немецкой политической философии показывает то, что называется политикой в стране, на которую ориентируется политика российская. Статьи, собранные в сборнике, это документ – и в этом составители и издатели правы – но документ особый. Это не «извлеченные уроки» опыта государственного строительства современной Германии, это – сам опыт такого построения. Это не «информационные письма», но тексты-действия, не теряющие ни толики философичности.
Дата публикации: 02.04.06
Читать весь текст

Данилов В. 

Островные немцы
[Пауль Вейнгартнер. Фундаментальные проблемы теорий истины. - М.: РОССПЭН. - 2003] Вейнгартнер стоит на вполне консервативных позициях, отстаивая вариант корреспондентной теории истины. Основным объектом обсуждения является семантическая концепция Тарского, однако «экстремистские» трактовки «схемы-Т», вроде дефляционной, не рассматриваются. Метод изложения материала подкупает кажущейся простотой: каждый «вопрос об истине» предполагает вариант ответа и мнения «за» и «против», которые попунктно пронумерованы, в стиле «Логико-философского трактата» Витгенштейна. Но искомой витгенштейнианской ясности это не способствует.
Дата публикации: 31.03.06
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Хайдеггер поневоле
[Пьер Бурдье. Политическая онтология Мартина Хайдеггера. - М.: Праксис. - 2003]Если теория Хайдеггера-Бурдье состоит в переводе бытия в политику, Бурдье не замечает одной подробности: возможно, что хайдеггеровское бытие является переводом политики в бытие, то есть изначально политическим, но «жреческим», «иезуитским» жестом, который становится более политическим, нежели жест Бурдье – жест разоблачения и анализа.
Дата публикации: 20.03.06
Читать весь текст

Кузнецов В. 

Несуществующая сущность смысла
[Делез Ж. Логика смысла. Фуко М . Theatrum philosophicum Пер . с фр . Я.И.Свирского под науч. ред. А.Б.Толстова. М.: "Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга" 1998.] Блуждая в знаково-символических дебрях, философская традиция от Платона до Гегеля стремилась об-наружить предвечные и неизменные, единственные в своей истинности смыслы. Главной трудностью классических подходов оставалось принципиальное несоответствие между замыслом и возможностью его исполнения: устойчивые смыслы можно найти только в аксиоматических системах, где они постулированы изначально.
Дата публикации: 17.03.06
Читать весь текст

Кузнецов В. 

Пато-философский быт современной России
[Гиренок Ф.И. Метафизика пата. Косноязычие усталого человека. – М.: Лабиринт, 1995.]Пусть вся культура и симуляция, но мы-то все же живем, – заявляет Федор Гиренок и водружает над могилой книжной культуры свою новую книгу. Говорят, правда, что когда эту книгу набирали, линотип не выдержал и сломался. Но книга вышла.
Дата публикации: 05.03.06
Читать весь текст

Кузнецов В. 

Философия и язык
[Бибихин В.В. Язык философии. – М.: Издательская группа "Прогресс", 1993.]. В погоне за очевидностями предметного мира – как вещественно-материального, так и духовно-идеального – человек склонен забывать иногда о самом ближайшем, самом необходимом и вместе с тем незаметным, как воздух: - о языке, о словах. Но если попытаться схватить слова и язык как таковые, они ускользают, и остается в лучшем случае только голая схема.
Дата публикации: 15.03.05
Читать весь текст

Сайт| ©2004-2007 Censura