[Изензее И. и др. (сост.) Политическая философия в Германии. - М.: Современные тетради. - 2006]
«В то время, как пишутся эти строки, одно историческое событие сменяет другое: заседание руководства НАТО в Лондоне, конференция семи ведущих индустриальных держав в Хьюстоне», - кажется, что Ханс Михаэль Баумгартнер пишет о сегодняшнем дне, разве что что-то не то творится с цифрами и городами, но читаем дальше: «…визит генерального секретаря НАТО в Москву и его встреча с Михаилом Горбачевым… », - и надежда на то, что книга перед тобой под названием «Политическая философия в Германии», вышедшая в издательстве «Современные тетради» (2005), условно аффилированном в структуру Философского факультета МГУ, отражает действительно сегодняшнее состояние дел немецкой политической мысли, немного тает. Совсем грустно становится, когда в Предисловии издателей читаешь, что самая поздняя из статей датирована 2000-м годом (а самая ранняя – 1957-м). Соответственно, название сборника можно было бы снабдить еще одной строкой (как на надгробии): «Политическая философия в Германии (1957 – 2000)». Еще одна «неприятность» поджидает там, где издатели честно признаются в том, что тексты, собранные в книгу, имеют философскую значимость только локально – для ФРГ, - тогда как для нас, русских читателей, эта книга должна собой представлять не более чем некий документ новейшей истории Западной, а потом и объединенной Германии.
Книга, достаточно объемная к слову (520 страниц мелким шрифтом, формата 70х100 – это почти А4, для непосвященных), выполнена в традиционном для России репрезентационистском переводческом ключе: переводчики (а также составитель к.п.н. Дагмар Миронова, жена декана Философского факультета МГУ, сотрудник московского представительства фонда им. Конрада Аденауэра; доктор философии Боннского университета, к.п.н. Светлана Погорельская) и издатели философ Отфрид Хеффе и юрист и философ Йозеф Изензее представляют русскоязычной публике в виде политико-философских статей меняющееся за полстолетия после окончания Второй мировой лицо немецкой мысли. Тот факт, что книга создана при усилиях «российско-германского СП» ставит заслон стандартным в такого рода случаях претензиям о том, что в подобном «зеркале» те, кого авторы здесь представляют, не узнают себя. Тем не менее, издание, в соответствии опять же с отечественной традицией, пытается оправдаться тем, что оно, дескать «заполняет пробел», в частности незнакомства русского читателя с немецкой политической мыслью за минусом Хабермаса (из известных в России «звезд» в книге имеются статьи только Луманна и самого Хеффе).
Однако эксплуатация традиционных для России способов легитимации переводов в данном случае не кажется уместной. Составителям и издателям книги не стоит размениваться на то чтобы быть встроенной в копеечный регламент местной культурной «элиты», играть по правилам аборигенов, где доступ к культурному капиталу обеспечивается режимом шарашкиной конторы и правом пахана. В данном случае мы имеем дело с книгой, возможно неудачно (прежде всего, неудача – в излишней осторожности самого представления и неверно избранной целевой аудитории) на мой взгляд позиционированной и, отчасти, неудачно изданной (впрочем, с учетом того, что в России вообще нормально издать книгу порой представляется весьма проблематичной задачей, сам факт публикации перекрывает все негативные стороны его оформления). Тем не менее, книгой, которая в нынешнем российском политическом контексте как никогда актуальна: нужна эта книга далеко не только маргиналам-историкам, но прежде всего только формирующейся молодой отечественной политической мысли.
Германофилия режима Путина ни для кого не является секретом: Германия на протяжении всего периода начиная с Перестройки являлась и является поныне – от «друзей навек» Гельмута Коля и Бориса Ельцина до совместных экономических проектов Герхарда Шредера и Владимира Путина – «стратегическим партнером» России. Обложка известной брошюры о «Его идеологии» выполнена в цветах немецкого и, одновременно, старого русского, времен Александра III -го, знамени. В таком контексте книга о немецкой политической философии оказывается своеобразным ответом: она показывает то, что называется политикой в стране, на которую ориентируется политика российская. Статьи, собранные в сборнике, это документ – и в этом составители и издатели правы – но документ особый. Это не «извлеченные уроки» опыта государственного строительства современной Германии, это – сам опыт такого построения. Это не «информационные письма», но тексты-действия, не теряющие ни толики философичности. Тексты, которые, будучи философскими, тем не менее, не становящиеся от этого чересчур абстрактными, чтобы быть политическими; тексты, которые предельно политичны, но без того, чтобы превращаться в предвыборные агитки. Это просто – политика. Реальная политика.
Дата публикации: 02.04.06
Проект: Планка
© Данилов В. 2006