Философские институции

Какова логика отношения философии к своему собственному внутреннему и внешнему положению в социусе (который никогда не замыкается в собственно "философский корпус")? Является ли "общественное" положение философии/философов всего лишь необходимой уступкой и внешним моментом их работы, или же сама история их взаимоотношений и общей констелляции оказывается вписанной в философию?

Публикаций в проекте: 28

Сафронов П. 

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ сообщества философского факультета (проект)
Этическая комиссия занимается разбором случаев нарушения настоящего кодекса по собственной инициативе и по письменным обращениям членов сообщества философского факультета. Конфликтные ситуации, не подпадающие под действие какой-либо нормы или норм настоящего кодекса, не могут служить предметом разбирательства Этической комиссии. Решения Этической комиссии носят рекомендательный характер. Этическая комиссия наделяется правом ходатайствовать перед Учёным советом факультета и руководством факультета о применении мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных действующим Уставом МГУ и Положением о философском факультете, по отношению к нарушителям настоящего кодекса.
Дата публикации: 31.03.09
Читать весь текст

Коломиец Г. 

Этический поворот - куда?
Этическое регулирование предполагает три уровня санкций: чувство ответственности самого члена сообщества факультета; осуждение общественным мнением факультета; санкции, применяемые администрацией факультета в соответствии с действующим российским законодательством, если факт нарушения будет доказан после рассмотрения дела этической комиссией. Необходимо подчеркнуть, что важнейшей «санкцией» является именно внутреннее осуждение, предполагающее наличие развитого навыка этической саморефлексии у всех членов академического сообщества. Становлению данного навыка призвано содействовать максимально широкое публичное обсуждение в сообществе проблем академической этики.
Дата публикации: 04.03.09
Читать весь текст

Плотников Н. 

Замечания и вопросы к проекту Этического кодекса ФФ МГУ
Сам факт отчетливого формулирования норм профессиональной этики философа и его публичное оповещение, надеюсь, начнет формировать новое сознание у членов факультета.
Дата публикации: 21.12.08
Читать весь текст

Этическая лаборатория ФФ МГУ 

Набросок этического кодекса философского факультета
Преподаватели, сотрудники и учащиеся факультета, воспринимающие себя как ответственные члены этого академического сообщества и гордящиеся своей принадлежностью к нему, принимают на себя ряд общих нравственных обязанностей...
Дата публикации: 18.12.08
Читать весь текст

Сафронов П. 

Прагматика совместности
Автор настоящей статьи уже имел случай высказываться в соавторстве с А. С. Безмолитвенным о необходимости ориентирования профессиональной философской деятельности на создание продукта, имеющего общественную полезность. В настоящее время этот тезис может быть развит и уточнён. Одним из центральных направлений работы становится прикладная этика в целом и академическая этика в частности. В качестве убедительного примера такой работы следует рассматривать проект этического кодекса философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, активно обсуждающийся в настоящее время.
Дата публикации: 16.12.08
Читать весь текст

Сафронов П. 

Этический поворот: учить и лечить
Безвозвратно закончилось время интеллектуальной игры в бисер. Безвозвратно закончилось время весёлой науки. Безвозвратно закончилось время безответственности. Философское действие отныне требует самой высокой меры ответственности. Действовать ответственно – это означает философствовать. Философствовать – это означает создавать этику. Из этого следует, что любое действие, совершённое без сознания ответственности за него, не является и не может быть признано философским.
Дата публикации: 14.03.08
Читать весь текст

Данилов В., Костылев П. 

Структура и функции философского образования. Российский контекст.
По большому счету, в России существует один Большой Философский факультет, нечто вроде «невидимого колледжа», сотрудники которого связаны друг с другом как лично, так и институционально. Тем не менее, институт горизонтальной мобильности, как студенчества, так и профессорско-преподавательского состава, получивший серьезное развитие в Европе (в частности, как рецепт против «утечки мозгов»), в соответствии с которым агент академического поля может быть отправлен на длительную стажировку в иной образовательный центр, может выехать на серию лекций длительностью в семестр и более, в России не существует.
Дата публикации: 23.11.07
Читать весь текст

Сафронов П. 

Миф о результате
Философия, дающая цель, держится особняком. В тиши университетских аудиторий и академических кабинетов. Именно там сейчас рождается её будущее. Занятие философией есть форма интеллектуальной привилегии, по определению чуждой газетной шумихи. Если Вы хотите узнать живую современную мысль, оставьте ненужные поиски «делающих философию». Идите в аудитории Университета и там, смотря на студентов, прислушиваясь к их первым неуверенным шагам на тропах познания, начинайте медленно понимать, как современная философия пробивает себе дорогу.
Дата публикации: 10.10.07
Читать весь текст

Censura Community 

Коммунизм мысли
Общественная мысль и как исток, и как итог - это всего лишь возможность философии быть не только скопищем экстравагантных частных мнений, а еще и способом общественного устроения людей на земле. Да, я знаю, что здесь просматривается утопия Платона. Но что делать, я думаю, что сообщение, которое охватывает людей общественной мыслью - это единственный выход человечества из раздора частных смыслов. Глупость философии лишь в одном - думать, что найдется такой частный смысл, что соединит людей.
Дата публикации: 20.06.07
Читать весь текст

Сафронов П. 

Невоображаемое сообщество
Внутри профессионального сообщества нет особой «элиты», отделённой непроницаемой стеной от остальных. Членство в элите подтверждается только фактом широкого общественного признания достижений философа, выходящих за узкопрофессиональные или институциональные рамки. Преподавание или учёба в университете сами по себе ещё не гарантируют попадания в элиту.
Дата публикации: 20.03.07
Читать весь текст

Костылев П. 

Один день преподавателя философии
Мы здесь, чтобы это работало. Приносило пользу. Мы учим людей. Мы – системообразующая элита страны. У нас будут учиться президенты, врачи, учителя, чиновники. В конечном счете – у нас. Мы – та ещё шайка-лейка, и нас трудно понять.
Дата публикации: 07.03.07
Читать весь текст

Нилогов А. 

Владимир Миронов: философия как самосознание культуры
У меня достаточно взвешенное отношение к Дерриде – постмодернизм скоро (а может быть, уже) займёт своё место на философской полке рядом с Платоном и Кантом. В философии было всё... Как мне кажется, постмодернизм принципиально нового в философию не внёс. Он просто попал в удачный период – ещё раз здорово заострил тот факт, что философию нельзя сводить к науке, к системе (куда деть массу произведений того же Ницше?) и обратил внимание на языковые проблемы, лишний раз их выпятив. У меня есть статья под названием «Конструктивизм деконструктивизма».
Дата публикации: 02.03.07
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Настоящая деконструкция или genuine Derrida
Распространение политики своеобразного лицензирования в таких хрупких областях, как философия и гуманитарные науки, позволяет заново поставить вопрос об общественной, публичной роли академии и других институтов просвещения и исследования. Если академические агенты занимаются максимизацией своей прибыли и только, либеральный критик легко поставит вопрос об особенностях функционирования их стихийно сложившейся системы ренты и о необходимости ее реформирования в сторону более прозрачного «рыночного» механизма. Проблема только в том, что в таком реформировании обычные «голубые воришки» далеко не всегда преуспевают, поскольку они не в состоянии до конца признаться себе в том, чем они занимаются, и уж тем более – утвердиться в этом занятии.
Дата публикации: 28.02.07
Читать весь текст

Безмолитвенный А., Сафронов П. 

Менеджеры интерсубъективности
Частота и настойчивость, с которой философии указывают на её «естественное место», свидетельствует о том, что сами указующие испытывают определенное неудобство при мысли об ином порядке вещей. Философия, как неожиданно активизировавшаяся на старости лет пенсионерка, раздражает тех, кто вынужденно существует рядом с ней. Поэтому перманентно воспроизводимый жест указания «места» философии выражает стремление отвести её на безопасную для окружающих дистанцию – подальше от заблаговременно составленного завещания.
Дата публикации: 20.12.06
Читать весь текст

Безмолитвенный А., Сафронов П. 

Чернорабочий мысли
Философия, вынужденная заниматься процедурной стороной самопрезентации, может быть уподоблена дистанционному ментальному тренингу, позволяющему посредством выполнения изначально непонятной последовательности действий достичь осознания их внутренней логики. Сам по себе метод не предполагает мысли. Именно на этом и основана его потенциальная адекватность потребителям, которые не хотят самостоятельно мыслить, но при этом вынуждены решать интеллектуальные задачи.
Дата публикации: 05.12.06
Читать весь текст

Безмолитвенный А., Сафронов П. 

Потребление философии
Вопрос о применении философии в условиях общества потребления имеет смысл только при сведении к гораздо более прозаической формулировке: как продать/купить философию? И коррелятивно с ним: как убедить потребителей в том, что философию стоит покупать? В таком случае перспектива философии вырисовывается вполне определенно: провести маркетинговое исследование, собрав фокус-группу из числа ее потенциальных потребителей.
Дата публикации: 01.12.06
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Употребление разума не по назначению
Вы можете сделать что-то, что оказывается философией, и наоборот – большая часть того, что производится под маркой философии, – об этом просто стыдно говорить. Поэтому вопрос «что значит заниматься философией» носит не только опасно абстрактный характер, но и предполагает нормативность, определенную интеллектуальную схему платоновского толка, когда сама философия выступает в качестве идеи философии. Я думаю, что такая игра на современном уровне философской рефлексии уже отыграна, и поэтому, например, я достаточно равнодушен к тому, чтобы что-то из делаемого мной называть философией. Иногда это удобно, иногда нет. Иногда издержки такого именования слишком велики, чтобы на нем настаивать.
Дата публикации: 17.09.06
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Стереть пробелы
Вместо игры «вписывания» философии в тот или иной тренд социальной ответственности («новации», «критики» и т.п.) здесь предлагается посмотреть, какая именно микроигра осуществляется в каждом жесте вменения ответственности и в каждом сеансе нормализации философской работы, осуществляемой изнутри нее самой. Ключевым вопросом здесь является восстановление консервативной фигуры философии в движении повторения гегельянства без Гегеля. То есть в движении, предполагающем реабилитацию некритической концепции истории с одновременной редукцией философской работы к некоему «интерпретативному» образцу.
Дата публикации: 22.08.06
Читать весь текст

Сафронов П. 

Надежда на будущее: к философии университетского образования
Залогом укрепления влияния университета на социальные процессы является сохранение и развитие интеллектуальной культуры спора, носителем которой он всегда был. Действительно, смешно думать, что можно научится мыслить самостоятельно в условиях, когда никто не возражает. Только ситуация столкновения противоположных позиций может побудить к более тщательному продумыванию собственных убеждений. Следует также отметить, что полемический запал отнюдь не мешает формированию студенческого товарищества. Русский университет сегодня – это именно то место, где возможность и необходимость спорить соединяется с дружеским сосуществованием в едином образовательном пространстве людей принципиально разных взглядов.
Дата публикации: 15.05.06
Читать весь текст

Дмитриев В. 

Проблема критериев выполненной интеллектуальной работы в советской и постсоветской философии
Каждый критерий выполненной работы в философии содержит в себе обязательную претензию на универсальность. Он стремится поглотить все альтернативные критерии, рассматривая их лишь в качестве своих односторонних фрагментов. Интеллектуальное пространство российской философии не является сегодня единым, оно разделено в соответствии с четырьмя несовместимыми критериями философской успешности.
Дата публикации: 15.03.06
Читать весь текст

Беляева А. 

Деррида, «Деррида» и Деррида: по следам стиля
Для того чтобы защитить себя от упреков в «стиле» и скрыть механизм представления содержаний как объективных и достоверных, академичный стиль принципиально не проговаривает то, как он устроен. На свою сторону академичный стиль привлекает многовековую историю институционального философского письма с экзальтацией дискурсивных форм трактата, лекции, доклада, отсылающих к традиции оформления квалификационных работ – диссертаций. При этом роль «минорных» жанров философского письма – эссе, афоризма, почтового письма - оказывается не более чем вспомогательной.
Дата публикации: 10.01.06
Читать весь текст

Кралечкин Д., Ушаков А. 

Философский конгресс: непроизводящее сообщество
Идеология российской философии как «осажденной крепости» в действительности не только исключает любую дискурсивную политику, но и пытается стереть существование каких бы то ни было различий внутри самого философского корпуса. В самом деле, как только появляются такие различия, всегда потенциально опасные, возникает впечатление неоднородности и противоречивости крепости, что грозит ее падением. Несомненно и то, что такая идеология в некоторых условиях может оказаться чрезвычайно удобным инструментом контролирования и управления институтами.
Дата публикации: 28.12.05
Читать весь текст

Годик В. 

Философия и ее враги
Можно ли определять врага философии из расшифровки самого понятия философии как любви к мудрости? Сегодня, в эпоху тотального обмена, когда эквивалент всегда ускользает, это определение вновь обретает право на существование.
Дата публикации: 11.12.05
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Философия в пассиве
Вместо того, чтобы предполагать, что новейшие события оказываются настолько неожиданными, что интеллектуалы просто проглотили язык, следовало бы более внимательно рассмотреть саму структуру их новизны – то, как это новое демонстрирует само себя, как определяется процесс модернизации и какими правилами он руководствуется. В действительности 90-е тем-то и отличны, что их уже невозможно вписать в традиционную концепцию соотношения истории и философии, в которой вторая выполняет обычную созерцательную функцию.
Дата публикации: 04.12.05
Читать весь текст

Онфре М. 

Несчастья (и величие) философии
С того момента, когда в 1977 году в моду вошли «новые философы», повсеместное присутствие в средствах массовой информации и редакциях мыслителей второго сорта слишком часто способствовало уравниванию битвы идей и морализма на службе у властителей. Но все же, следует ли отдавать господствующим мыслителям крупные средства информации? Опыт университета, ставшего народным, тяготеет к формированию полюса сопротивления... Коллективный интеллектуал, которым является философское сообщество Народного университета, предлагает в противовес республике Платона (закрытой, замкнутой, тоталитарной, иерархизированной и расовой) Сад Эпикура (открытый, свободный, эгалитарный, дружеский, космополитический) за пределами стен.
Дата публикации: 09.11.05
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

Просвещенные козлы отпущения
Структура и институциональная история российской философии (в рамках именно социально опознаваемого корпуса) в значительной мере подталкивает к либеральным решениям, поскольку часто именно философы «эмулируют» позицию стандартного либерализма, для чего им, как ни странно, не нужно обращаться к аксиологическим концепциям «индивидуализма», «фундаментализма» и т.п. Интересно, что философский институциональный либерализм возникает как эффект вторичной интерпретации «спора факультетов» через социальное представление «философии» в качестве ее собственного эмпирического сообщества.
Дата публикации: 07.10.05
Читать весь текст

Кралечкин Д. 

ГРЕФ для российской философии
Философская институция ведет себя как любая другая – без всякой надежды на что-то отличное от эволюции загадочной русской мысли, которая, глядишь, окажется умнее всех. Авось – русский вариант эволюции, столь трепетно относящийся к своему опыту, что все боятся его извлекать (кто знает, не получал ли пушкинский поп тайное удовольствие от ударов знаменитого Балды?).
Дата публикации: 23.09.05
Читать весь текст

Кралечкин Д., Ушаков А. 

Просвещенность: форма легитимации в российской философии
«Просвещенная российская философия» – это философия, которая в условиях бессмысленности длить диссидентскую жизнь и служить означающим философии приходит к выводу, что философия – всего лишь инструмент в более фундаментальной игре. Такая более фундаментальная игра может быть описана по-разному, но на деле ее описание составляется из рудиментов логики положения философа как госслужащего и обобщенной логики культурного производства, исследованием которого занимался, к примеру, П.Бурдье. Другими словами, философия – это теперь исключительная интеллектуальная позиция, которая не может позволить себе никакой идеологичности, никакой наивности, никакого романтизма: мы четко знаем, что идеи – лишь составляющие и инструменты более фундаментальной социальной игры, то есть игры, которая фундаментальнее в силу того, что нет ничего глубже самого общества.
Дата публикации: 14.09.05
Читать весь текст

Сайт| ©2004-2007 Censura