Современная философия находится в состоянии, открывающем удивительные возможности для её творческого развития. Это состояние глубокого затяжного кризиса. Такого никогда не происходило прежде. Раньше философия либо была, либо её не было. Философия всегда существовала в ситуации определённости. Концептуальной проекцией этой определённости была та или иная метафизика: Аристотеля, Оккама, Лейбница, Хайдеггера, Делёза.
Сегодня мы является свидетелями эпохи радикальной неопределённости в философии. Философии, страдающей неизлечимой амнезией. Она обладает невероятным числом навыков, но не помнит их происхождения и не знает, для чего они нужны. Современная философия не может самостоятельно поставить себе задачу, не может самостоятельно обнаружить проблему. Ей остаётся заниматься внешними задачами и чужими проблемами. Философия больше не занимается философией. Философы теперь не философствуют. Существование философов при отсутствии философии – это наиболее точное описание положения дел в интересующей нас сфере.
Но философия при этом не исчезает. Она просто сливается с существованием философа. Обстоятельства этого существования, жизненные ситуации образуют каркас новой философии. От других людей философ отличается тем, что неопределённость в философии переносит на жизнь. Оказываясь в той или иной ситуации, он никогда не знает сразу, что именно нужно делать. Свою жизнь философ воспринимает как задачу, к которой нужно найти ответ. Поиск ответа на жизненные ситуации образует зону ответственности философа.
То, что возникает в результате деятельности философа в зоне его ответственности, называется этикой. Этика – это единственное ответственное занятие философа в современную эпоху. Две самых больших ставки прежней философии – разум и бытие – оказались проиграны бездумными и равнодушными наследниками. И ничего не случилось. Никто не отреагировал. Остались только счета, предъявленные философии. Платить по которым придётся философам. Сознание долга философа – внутренний стержень его этики.
Безвозвратно закончилось время интеллектуальной игры в бисер. Безвозвратно закончилось время весёлой науки. Безвозвратно закончилось время безответственности. Философское действие отныне требует самой высокой меры ответственности. Действовать ответственно – это означает философствовать. Философствовать – это означает создавать этику. Из этого следует, что любое действие, совершённое без сознания ответственности за него, не является и не может быть признано философским.
Этика отныне не просто философская «дисциплина» в ряду других дисциплин. Скорее наоборот, другие дисциплины и отрасли философии превращаются в составные части этики. Происходит радикальная смена «разделения труда» в философии. Дисциплины, сохраняющие в своём составе руины метафизики, уходят в тень. Утверждение этики на первом месте связано именно с тем, что она совершенно лишена метафизики. Этика не является простой концептуальной модой. Этика – это судьба современной философии.
Философия как этика возникает и развивается прежде всего там, где ответственность особенно значительна: в медицине и образовании. Именно медицина и образование становятся теми областями человеческой жизни, где происходит этический поворот философии, её переопределение как этики. Два центральных направления разработки этики это, с одной стороны, вопросы достойной жизни и достойной смерти человека, и, с другой стороны, вопросы установления академического сообщества, порождающего общеобязательные стандарты профессиональной компетентности. Первая группа вопросов составляет предмет рассмотрения биоэтики. Вторая – академической этики.
Знаком этического поворота современной философии является необыкновенное обострение проблем, связанных с биоэтикой и академической этикой. Принципиально важно, что такое обсуждение возникает спонтанно, что оно уже практически неотделимо от собственно медицинских или образовательных проблем. Невозможно ответить на вопрос «как лечить?» или «как учить?», не ответив на вопрос об ответственности, которую совместно несут врач и пациент, преподаватель и учащийся. Базовым уровнем такой ответственности должны быть взаимные обязательства, принимаемые на себя сторонами процесса лечения или образовательного процесса.
Задачей настоящей статьи не является составление точного перечня таких обязательств. В то же время можно указать ряд принципов, которые могут лежать в основе дальнейшей работы в этом направлении:
Все перечисленные принципы распространяются на любые действия сторон процесса лечения или процесса обучения по отношению друг к другу. Все перечисленные принципы применяются совместно. Все перечисленные принципы обозначают возможности уточнения общих моральных норм, соблюдение которых является безусловно обязательным вне зависимости от обстоятельств. Безусловным является и соблюдение стандартных требований этикета.
Составленный на основе данных принципов точный набор обязательств может быть зафиксирован в этическом кодексе профессионального образовательного или медицинского сообщества. Контроль за соблюдением норм этического кодекса могут осуществлять третейские или товарищеские суды, функции которых должны быть зафиксированы в уставах соответствующих медицинских или образовательных учреждений. Нарушение одной из сторон обязательств, зафиксированных в соответствующем профессиональном этическом кодексе, должно служить основанием для официального судебного разбирательства.
Чем скорее современная философия научится говорит на сухом языке обязательств и требований, тем быстрее она выйдет из кризиса. В сложившейся ситуации любая попытка рассматривать философию как род литературной деятельности или общественно-политической публицистики становится анахронизмом. Беспредметные дискуссии только отсрочивают завершение этического поворота, но не могут помешать ему. Современная философия – это не место для пустой болтовни. Современная философия хранит ответственность за жизнь человечества.
Дата публикации: 14.03.08
Проект: Философские институции
© Сафронов П. 2008