Сафронов П.

Невоображаемое сообщество

Философ и его учитель, коллаж

Стимулом к написанию настоящего текста послужила статья Павла Костылева «Один день преподавателя философии». Впрочем, я не собираюсь высказываться «за» или «против» позиции автора названного произведения. Она выражена с такой степенью ясности, что не нуждается в дальнейшем разборе. Во избежание недоразумений должен заявить, что личные выпады против кого бы то ни было представляются мне абсолютно неприемлемыми как в публичной, так и в частной полемике.

Проблемы философии нельзя путать с философскими проблемами. Первые возникают тогда, когда исчезают вторые. Философия в этой ситуации содержательно живёт на чужих хлебах, но при этом формально претендует на сохранение самостоятельности. Поддержание автономии в таком случае происходит за счёт внеконцептуальных ресурсов: риторических, административных, финансовых. Соответствующая стратегия в краткосрочной перспективе может быть достаточно эффективной. Однако в долгосрочной перспективе она фактически уничтожает своеобразие философии как отдельного доминиона культуры, иногда получая взамен институциональное влияние.

Возрождение, возвращение или создание философских проблем возможно только при условии отказа от политики административного протекционизма. Не пора ли признать, что определённая форма существования философии закончилась? Не будет ли сохранение status quo только маскировкой отсутствия философского (само)сознания? Обсуждать подобные вопросы имеет смысл тогда, когда открыто и честно признан кризис, переживаемый философией сегодня. Философия в настоящий момент не создает никакого специфического продукта, который бы обосновывал её право на существование. Это не означает, что философия в принципе утратила возможность его создания. Но вновь обрести продуктивность философия может только настойчиво двигаясь вперёд в поиске новых форм существования, а не с тоской оглядываясь на несомненно великое прошлое.

Катализатором движения вперёд, своего рода экспериментальной площадкой могут и должны стать университеты вообще и философские факультеты в частности. Для этого необходимо сотрудничество всех членов университетской корпорации. Организация такого сотрудничества предполагает преодоление любых вариантов логики жёсткого «разделения» на преподавателей и студентов, «взрослых» и «детей», «начальников» и «подчинённых». Прежде любого различия в статусах все члены университетской корпорации – коллеги, делающие общее дело. Не существует отдельных «дел» студентов, преподавателей или администрации.

Солидарность коллег должна основываться на единстве оценки профессиональных и этических качеств. Выражением такой оценки, отражающей взаимную профессиональную и этическую ответственность коллег друг перед другом, являются неписаные нормы академической этики, которые нельзя зафиксировать ни в одном уставе или инструкции. Базовой составляющей такой этики является отношение к любому коллеге – от студента-первокурсника до академика – как к равному. Иначе говоря, внутри профессионального сообщества нет особой «элиты», отделённой непроницаемой стеной от остальных. Членство в элите подтверждается только фактом широкого общественного признания достижений философа, выходящих за узкопрофессиональные или институциональные рамки. Преподавание или учёба в университете сами по себе ещё не гарантируют попадания в элиту.

Достойно сожаления то обстоятельство, что российское философское сообщество нередко ранжируется по номенклатурно-бюрократическому принципу. Иногда ошибочно считают, что единая иерархия степеней и званий может с успехом заменить внутреннее сознание принадлежности к общему профессиональному цеху. Вместе с тем показателем профессионального уровня не всегда может служить и пресловутый «индекс цитируемости». У активно преподающего философа просто не остаётся сил и времени бесконечно наращивать вал публикаций. Единственной мерой профессиональной состоятельности в таком случае является качество преподавания самого по себе. Судить о нём должны студенты, и это значит, что преподаватели должны доверять студентам как своим разумным и ответственным коллегам, не стремясь при этом достичь сиюминутной популярности.

Проблемы отечественной философии связаны с отсутствием единого сообщества коллег-профессионалов. С одной стороны, это объясняется расплывчатостью критериев профессионализма, с другой – пренебрежением к нормам академической этики. Философские факультеты ведущих университетов России могут взять на себя задачу консолидации философского сообщества. Она будет решена, если помимо статусов и званий мы увидим в университетском преподавателе учителя, способного воздействовать на аудиторию личным профессиональным и этическим примером. Такие учителя составляли славу университета в прошлом, такие учителя являются его гордостью в настоящем, такие учителя должны стать его будущим.

Дата публикации: 20.03.07
Проект: Философские институции

© Сафронов П. 2007 

Сайт |©2004-2007 Censura