Этическая лаборатория ФФ МГУ
Набросок этического кодекса философского факультета
Данный текст, созданный в рамках Этической лаборатории Философского факультета МГУ, предоставлен Петром Сафроновым для обсуждения данной инициативы максимально широким кругом заинтересованных участников
1. Преамбула
Принимая во внимание, что МГУ им. Ломоносова является «ведущим российским центром образования, науки и культуры, творческим сообществом профессоров, преподавателей, сотрудников и учащихся, видящих свою цель в постижении Истины, утверждении Добра и Справедливости во благо человека, Отечества и мировой цивилизации» (Устав МГУ им. М.В.Ломоносова, ст. 1.1), что в его основные задачи входит:
- «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего, среднего, довузовского и послевузовского профессионального образования на основе неразрывного единства учебного процесса и научных исследований»;
- «удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием, сочетающих глубокие профессиональные знания с высокой культурой и гражданской активностью»;
- «проведение фундаментальных научных исследований в области естественных и гуманитарных наук в тесной связи с образовательным процессом, распространение и пропаганда научных знаний» (Устав МГУ им. М.В.Ломоносова, ст. 1.5);
академическое сообщество философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова декларирует свои ожидания в отношении поведения собственных членов в виде нижеследующего этического кодекса.
2. Общие обязанности членов академического сообщества
Преподаватели, сотрудники и учащиеся факультета, воспринимающие себя как ответственные члены этого академического сообщества и гордящиеся своей принадлежностью к нему, принимают на себя ряд общих нравственных обязанностей:
I. Обязанность уважения к правам и достоинству личности.
II. Обязанность соблюдения и продвижения общественного интереса.
III. Обязанность обеспечения эффективной работы университета в качестве авторитетного, уважаемого института, обеспечивающего процесс получения и передачи знаний.
IV. Обязанность осознанного и компетентного использования нравственных критериев принятия решений и норм данного кодекса.
3. Конкретизация общих обязанностей
Общие обязанности членов философского факультета конкретизируются применительно к разным их категориям и к разным сферам деятельности
3.1. Обязанности профессорско-преподавательского состава
3.1.1. В преподавательской деятельности
- поддерживать широкую и глубокую компетентность в сфере преподаваемых дисциплин, выходящую за пределы личных исследовательских интересов и излюбленных тем;
- поддерживать высокий уровень педагогической квалификации, позволяющий: а) передавать знание с учетом специфики разных контингентов учащихся и их индивидуальных особенностей, б) развивать творческие способности студентов и аспирантов;
- в качестве научного руководителя уделять время для работы со студентами и аспирантами, достаточное для развития у них навыков самостоятельного научного исследования;
- обеспечивать условия для свободного обмена идеями со студентами и аспиратами в ходе образовательного процесса;
- избирать честные, открытые и соответствующие целям курса процедуры оценки учебной деятельности учащихся;
- не допускать отдельных случаев нечестности и необъективности оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также ситуаций, в которых у учащихся могло бы возникнуть мнение, что оценка необъективна;
- воздерживаться от тех личных отношений с учащимися, которые могут препятствовать эффективному обучению и вести к различным проявлениям пристрастности при оценке результатов учебной деятельности
- Недопустимыми отношениями между преподавателями и учащимися в академической среде считаются:
- все виды коммерческого партнёрства;
- сексуальные контакты, а также тесные дружеские отношения, размывающие границы между наставником и учеником;
- эксплуатация труда в результате административного давления;
- должника и заимодавца, дарителя и получателя дорогостоящих подарков;
- наставничества в вопросах, не связанных с кругом учебных или научных вопросов.
- в случае возникновения таких отношений, несмотря на стремление этого избежать, прибегать к процедурам, которые позволяют устранить конфликт интересов;
- не требовать и не принимать материальных ценностей или услуг за выставление учащимся оценок или за облегченное прохождение ими процедур контроля знаний, умений и навыков;
- обсуждать особо чувствительные и неудобные темы, изучение которых предполагается в рамках преподаваемого предмета, открыто, честно и уважительно по отношению к аудитории;
- сохранять конфиденциальность информации, касающейся учащихся: данных об их академической успеваемости и личных сведений, полученных в ходе индивидуального общения;
- не допускать унизительных характеристик студентов и аспирантов, применения грубой и нецензурной лексики по отношению к ним;
- не допускать в ходе преподавания оскорбительных характеристик своих коллег, научных предметов или тем исследований, результатов работы, полученных как факультетскими, так и университетскими учёными
- не совершать действий, которые могут быть квалифицированы как запугивание, преследование, сексуальное домогательство, не вести себя агрессивно в отношении студентов и аспирантов;
- не допускать дискриминации студентов и аспирантов по половому, расовому, национальному и прочим признакам
3.1.2. В исследовательской и экспертной деятельности
- проводить научные исследования в соответствии с принципом открытости полученных научных результатов для критики, перепроверки и использования другими исследователями;
- способствовать приобретению и развитию навыков ответственного научного исследования у студентов и аспирантов;
- способствовать научному росту молодых учёных;
- не фальсифицировать результаты исследований, не заниматься фабрикацией научных данных, а также не распространять заведомо ложные или непроверенные гипотезы;
- использовать результаты научных исследований своих коллег в соответствии со всеми принятыми в академической среде правилами цитирования и оформления ссылок;
- не допускать эксплуатации студентов, аспирантов и коллег в ходе осуществления исследований и при оформлении их результатов;
- не нарушать прав участников исследования, выступающих в качестве соавторов (обязательное упоминание их в публикациях, выплата и честное распределение гонораров и т.д.);
- не претендовать на авторство работ, вклад в создание которых не осуществлялся или был минимален; «почётное авторство» считается недопустимым;
- не прибегать к плагиату, присвоению идей из неопубликованных источников, не выдавать компиляции за самостоятельные исследования;
- соблюдать конфиденциальность информации, полученной в качестве эксперта, рецензента или научного руководителя;
- осуществляя функции эксперта или рецензента стремиться к максимально беспристрастной и объективной оценке исследовательских проектов научных работ;
- не участвовать в создании подложных квалификационных работ или консультировании структур, занятых данным видом криминального бизнеса;
- не оказывать платных посреднических услуг в деле публикаций результатов исследований студентов, аспирантов и своих коллег в научных изданиях;
3.1.3. В отношениях с коллегами
- сохранять уважительное отношение к коллегам при обмене мнениями, не подрывать намеренно их репутацию в качестве исследователей и преподавателей;
- сохранять объективность и принципиальность по отношению к чужим научным позициям и работам в ходе дискуссий и при выполнении функций рецензента;
- не допускать ложных интерпретаций и искажений позиций коллег в полемических и иных целях;
- не совершать действий, которые могут быть квалифицированы как запугивание, преследование, сексуальное домогательство, не вести себя агрессивно в отношении коллег, не распространять ложной и порочащей информации о них;
- не допускать дискриминации по половому, расовому, национальному и прочим признакам или на основании более низкого академического статуса коллеги;
3.1.4. По отношению к факультету в целом
- уважать традиции, историю, символику МГУ имени М.В.Ломоносова и философского факультета;
- нетерпимо относиться к нарушениям профессиональной этики коллегами;
- выполняя исследовательскую, преподавательскую и общественную работу за пределами университета, не ставить под угрозу интересы факультета и выполнение своих профессиональных обязанностей;
- находится в курсе содержания норм, касающихся распорядка работы факультета и профессиональной этики;
- соблюдать нормы внутриуниверситетского регулирования, исполнять приказы и поручения руководства, если они не противоречат законодательству, уставу и академическим свободам;
- экономно и рационально использовать материальные ресурсы университета;
- не оказывать услуг частного репетиторства в стенах университета;
- не вести политическую и идеологическую агитацию, а также не заниматься коммерческой рекламой на территории университета;
- не смешивать свои личные мнения в качестве человека и гражданина с позицией университета как академического учреждения, при публичном представлении этих мнений не создавать впечатления, что действуешь в своем официальном качестве и от имени университета.
3.2. Обязанности членов административного аппарата факультета
- проявлять к сотрудникам и учащимся факультета вежливость и уважение;
- быть максимально доступными для преподавателей, сотрудников и учащихся факультета, принимая при этом во внимание особенности работы образовательного учреждения и специфику академического сообщества;
- стремиться к разрешению проблем факультета и его отдельных членов в короткие сроки и эффективно;
- сохранять открытость для общественного контроля над своей деятельностью, быть готовым к предъявлению академической общественности критериев принятия решений и к объяснению способов их применения в конкретных ситуациях;
- решать конфликтные ситуации на основе открытого, равноправного и взаимноуважительного обсуждения, в котором участвуют все заинтересованные стороны;
- стремится к достижению оптимального баланса между интересами (потребностями) каждого конкретного члена факультета и интересами факультета как сообщества и как института;
- при распределении материальных фондов и поручений, назначении вознаграждений и применении санкций, сохранять беспристрастность и руководствоваться исключительно образовательными и научными интересами факультета в целом;
- в случае возникновения конфликта между личным интересом или интересом собственного подразделения, проектно-исследовательской группы и т.д. и интересом факультета в целом прибегать к специальным процедурам разрешения конфликта интересов
- не поощрять различные виды тайного осведомительства, не принимать решений, основываясь на анонимных и непроверенных данных.
3.3 Обязанности учащихся
Нормы данного кодекса применяются преимущественно в отношении поведения учащихся на территории университета, однако, они распространяются и на те действия учащихся за пределами университетской территории, которые подрывают авторитет университета и препятствуют выполнению его функций.
3.3.1. В учебной деятельности (нормы академической добросовестности)
- прилагать максимум усилий для получения полноценного и качественного образования;
- не опаздывать на учебные занятия и не пропускать их;
- уважать чужую интеллектуальную собственность и исследовательский приоритет; цитировать с указанием источника все материалы, используемые при подготовке эссе, рефератов, курсовых и дипломных работ (исключая те, которые содержат общераспространенное знание);
- не списывать и не пользоваться запрещенными к использованию вспомогательными материалами (шпаргалками) при прохождении процедур контроля знаний, умений и навыков
- не обращаться к другим лицам за помощью при прохождении процедур контроля знаний, умений и навыков или при исполнении заданий, предполагающих исключительно индивидуальную работу;
- не использовать подставных лиц при прохождении процедур контроля знаний, умений и навыков;
- не представлять в виде результатов собственного труда тексты эссе, реферата, контрольной, курсовой или дипломной работы, подготовленные другими лицами;
- не использовать личных или родственных связей для получения более высокой оценки или для того, чтобы добиться иных исключений из общего регулирования;
- не предлагать взяток преподавателям или администрации для того, чтобы облегчить прохождение процедур контроля знаний, умений и навыков, или для того, чтобы добиться иных исключений из общего регулирования;
- не предоставлять услуг для списывания, а также для подготовки текстов эссе, рефератов, курсовых и дипломных работ за других учащихся;
- не подделывать документов, имеющих отношение к обучению в университете, и не использовать подделок;
3.3.2. В личном поведении
- уважительно относиться к традициям, истории, символике МГУ имени Ломоносова, а также к академическим заслугам, степеням, званиям и должностям профессорско-преподавательского состава;
- не причинять намеренно или неосторожно физического и психического ущерба, не применять угроз его причинения и иных форм запугивания;
- не совершать действий, которые квалифицируются как сексуальное насилие (включая насилие над постоянным сексуальным партнером), а также как сексуальное домогательство;
- не нарушать неприкосновенность частной жизни с помощью систематических нежелательных приглашений, раздражающих писем и звонков, слежки, создания видео и аудиозаписей без согласия определенного лица и в целях причинения ему ущерба и беспокойства, не распространять ложной и порочащей информации;
- не допускать нарушений общественного порядка, выражающихся в причинении неудобств окружающим (например, шуме в ночное время на территории университетского городка, шуме в корпусах университета во время учебных занятий, блокировании свободного передвижения по территории и корпусам университета и т.д.);
- не появляться в общественных местах в непристойном виде, не совершать непристойных действий, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность;
- не допускать косвенных и прямых оскорблений, в том числе, использования нецензурных выражений;
- не совершать действий, препятствующих осуществлению учебного процесса, а также другим законным формам деятельности, организованным или санкционированным руководством университета (в том числе, ложных сообщений об опасности, блокирования работы компьютерной системы университета и т.д.);
- воздерживаться от повреждения, хищения и несанкционированного использования собственности университета (в том числе, хищения и повреждения изданий из библиотечного фонда, вандализма в отношении зданий, мебели и учебного оборудования университета, несанкционированного использования компьютеров и периферийного оборудования, электронных ресурсов и т.д.);
- воздерживаться от повреждения, хищения и использования без согласия чужой индивидуальной собственности;
- не допускать дискриминации по половому, расовому, национальному и прочим признакам в индивидуальном порядке и в рамках студенческих организаций;
- проявляя уважение к некурящим людям и заботу об их здоровье, воздерживаться от курения в учебных корпусах МГУ, кроме специально отведенных для этого мест;
- не распивать спиртные напитки в общественных местах, не появляться в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
- не употреблять, не изготавливать и не распространять наркотические вещества;
- проявлять нетерпимость по отношению к нарушениям этического кодекса;
- не допускать ложных сообщений о нарушениях кодекса в этическую комиссию
4. Механизмы внедрения этического кодекса
Исполнение данного кодекса обеспечивается на основе нравственного самоконтроля сотрудников и учащихся философского факультета, авторитетного мнения академического сообщества, проявляющего себя через формальные и неформальные средства выражения, а также на основе деятельности факультетской этической комиссии. Этическая комиссия занимается анализом случаев нарушения кодекса и наделена полномочиями по вынесению санкций, в том числе, правом ходатайствовать перед руководством факультета о применении мер дисциплинарной ответственности по отношению к нарушителям.
Дата публикации: 18.12.08
Проект: Философские институции
© Этическая лаборатория ФФ МГУ 2008