Коломиец Г.

Этический поворот - куда?

Этические обсуждения

12 февраля на сайте проекта «Censura» был опубликован манифест исследовательской группы «Этический поворот» (http://censura.ru/news/ethicalmanifest.htm). Текст манифеста мне показался несколько расплывчатым и ускользающим от однозначной трактовки, в связи с чем, я обратился к участникам проекта с просьбой об уточняющем интервью. Так как беседа происходила в формате Интернет-переписки, ответы на мои вопросы составлялись коллективно, т.е. мне пришлось разговаривать с целым «ансамблем дискурсов», а именно - с Дарьей Акимовой, Ксенией Королёвой, Пётром Сафроновым, Алексеем Скворцовым и Алёной Харитоновой.
Вот какая беседа у нас состоялась:

- Прежде всего, расскажите, пожалуйста, об участниках группы "Этический поворот". Кто они? Чем занимаются? Существует ли в рамках проекта распределение обязанностей между его участниками?

- Группа «Этический поворот» состоит из студентов и преподавателей философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Дарья Акимова, Ксения Королева и Алёна Харитонова являются студентками четвёртого курса, специализируются на кафедрах этики (Акимова, Королёва) и философской антропологии (Харитонова). Алексей Скворцов является старшим преподавателем кафедры этики. Пётр Сафронов — научный сотрудник кафедры социальной философии.
Некоторое распределение обязанностей действительно существует: оно возникает спонтанно в рамках каждого проекта и связано с индивидуальными особенностями и интересами участников группы. Однако такое распределение не является строго фиксированным, поскольку мы представляем собой именно группу единомышленников, а не формальную организацию с предписанными каждому члену функциями.

- В своём манифесте Вы пишете "Мы не знаем, что такое прикладная этика. Мы хотим в этом разобраться". Какие именно области социальной (и, возможно, индивидуальной?) жизни Вы планируете подвергнуть философскому осмыслению?

- Прикладная этика – это не область теоретических исследований. Сама по себе она является набором практик, вращающихся вокруг новых, часто весьма спорных и драматических социальных контекстов. Её можно назвать своеобразной методологией принятия моральных решений.
Что касается нашей группы, то мы хотим изучать прежде всего непосредственно доступные нам области социальной жизни, а именно сферу образования и научных исследований (т.н. академическую среду). Индивидуальная жизнь в рамках деятельности нашей группы не является приоритетным объектом анализа, поскольку нас интересует этическая компонента отношений между людьми, складывающихся внутри определённых «форм жизни». 

- На мой взгляд, в современной жизни этика как совокупность норм сохраняется лишь в рамках корпоративной и медицинской этики. Как Вы считаете, будут ли развиваться впоследствии эти этические системы? Возможно ли появление новых видов этики и, если возможно, то в каких областях жизни?

- Совокупность норм никуда не делась, они работают в обычной жизни. Просто жизнь усложняется, и появляются ситуации, в которых существующих норм недостаточно, точнее, есть нормы с прямо противоположным содержанием. В этих ситуациях обществу и может помочь прикладная этика. Корпоративная и медицинская этики, о которых Вы говорите, являются разновидностями прикладной этики, которые получили наибольшее развитие в нашей стране. Несомненно, что этические системы, обслуживающие потребности этих областей, будут развиваться. Новые возможности медицины (трансплантация органов, поддержание жизни тела без признаков функционирования сознания, пластическая хирургия и многое другое), достижения в области создания искусственного интеллекта и различных роботов, изменение статуса, которым наделяются животные (защита их прав наравне с человеческими) – всё эти явления влекут за собой пересмотр представлений о роли личности в общественной жизни. Поэтому осмысление подобной ситуации в этических терминах неизбежно.
Что касается появления новых видов этики. На наш взгляд, этическая компонента присутствует во всех сферах, где имеют место отношения между людьми. Скорее, можно говорить о том, что появляется потребность применения уже выработанного концептуального этического аппарата к разным областям (что, однако, не значит, что раньше в этих областях этическое содержание как таковое отсутствовало), а также необходимость расширения и углубления этого аппарата.

-  Какова теоретическая и методологическая база Вашей исследовательской группы?

- Деятельность нашей группы осуществляется не на основе какой-либо конкретной предзаданной теоретической или методологической базы — нашей задачей является выработка собственных теоретических постулатов в процессе осуществляемой нами работы. Кроме того, мы готовы взять на вооружение элементы любых теоретических и методологических изысканий, которые помогут нам добиться значимых практических результатов.

-  В ЖЖ-сообществе ethic_lab фигурирует обсуждение этического кодекса студентов философского факультета МГУ. Мне доводилось читать в Интернете довольно резкие отзывы о нём. Многие сочли этот проект репрессивным и, в частности, "открыто поощряющим доносы". Я думаю, это связано с положением "не поощрять различные виды тайного осведомительства, не принимать решений, основываясь на анонимных и непроверенных данных". Как бы Вы ответили на подобную критику? Какие перспективы у "этического кодекса" и будет ли он принят на официальном уровне?

- Прежде всего, позвольте внести некоторое уточнение в формулировку Вашего вопроса – речь идёт не об «этическом кодексе студентов философского факультета», но о Кодексе, обращенном ко всем членам сообщества факультета (студентам, аспирантам, соискателям, преподавателям, научным сотрудникам и административно-техническому персоналу). На подобную критику эффективно отвечать лишь путём внесения непосредственных изменений в текст имеющегося проекта Кодекса. На наш взгляд, важно приложить максимум усилий к тому, чтобы итоговый текст был продуктом совместной работы всех членов академического сообщества. Также необходимо понять, каким образом будет осуществляться работа этической комиссии, которая будет использовать Кодекс, и постараться выработать такую процедуру разбора конфликтных ситуаций, которая позволила бы отсекать безосновательные жалобы и пресекать злоупотребления в использовании Кодекса. Утверждать, что принятие кодекса повлечёт за собой доносительство, более чем странно. Что же получается: сейчас доносов нет, и вдруг они появятся? Этическое регулирование – это как раз тот барьер, который позволит защитить человека от доносов, искоренить тайное осведомительство и ввести цивилизованную процедуру публичного информирования о конфликтных ситуациях.
На данный момент существует лишь проект этического кодекса факультета. Будет ли он принят и каким образом – ещё не известно. Исходя из заявлений администрации факультета, можно сделать вывод, что Кодекс принят будет, вопрос лишь в том, когда и в какой редакции.

- Будет ли кодекс принят в случае, если, даже после редакций и обсуждений, на факультете останутся «несогласные»?

- Наша исследовательская группа убеждена, что если большинство сотрудников и студентов выскажется против, то кодекс принят не будет. Однако проблема заключается в том, что некоторые противники кодекса затрудняются сформулировать рациональные аргументы в защиту своей позиции. Таким образом, фактически их «несогласие» содействует консервации имеющихся проблем сообщества.

- Можете ли Вы предположить последствия принятия «Этического кодекса»? Какие изменения произойдут в академической жизни после его принятия?

- Характер последствий зависит от того, какой текст Кодекса будет принят. В случае, если это будет текст, разработанный прежде всего студентами и преподавателями, то принятие кодекса будет содействовать сплочению сообщества на основе единых стандартов профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, должно способствовать укреплению ценностей ответственности и критической рациональности в академической жизни, а также помочь разрешению накопившихся внутренних проблем.

- Когда я читал вариант «Этического кодекса», опубликованный на сайте проекта Censura, обратил внимание на обилие пунктов, касающихся индивидуальной и сексуальной жизни студентов и преподавателей. Может ли контроль над частной жизнью человека считаться этичным?

- О контроле в тексте кодекса нет ни слова. Комиссия по этике уполномочена разбирать только публичные конфликты, а не чью-то частную жизнь. Одной из приоритетных целей комиссии как раз является защита частной жизни всех членов сообщества факультета от постороннего вмешательства. Кроме того, текст кодекса продолжает редактироваться, и ряд привлекших Ваше внимание пунктов в новых редакциях из него исключён.

-  Какой спектр санкций Вы предполагаете применять к нарушителям Кодекса?

- Этическое регулирование предполагает три уровня санкций: чувство ответственности самого члена сообщества факультета; осуждение общественным мнением факультета; санкции, применяемые администрацией факультета в соответствии с действующим российским законодательством, если факт нарушения будет доказан после рассмотрения дела этической комиссией. Необходимо подчеркнуть, что важнейшей «санкцией» является именно внутреннее осуждение, предполагающее наличие развитого навыка этической саморефлексии у всех членов академического сообщества. Становлению данного навыка призвано содействовать максимально широкое публичное обсуждение в сообществе проблем академической этики.

- Каким образом будет осуществляться контроль за действиями членов сообщества факультета за пределами университета?

- В этическом кодексе нигде не говориться, что задача комиссии по этике — осуществлять контроль где бы то ни было. Вопросы контроля к этическому регулированию не относятся. Этический кодекс носит рекомендательный характер, и его нормы должны выполняться в добровольном порядке, по причине уважения к профессиональному сообществу и себе самому как члену данного сообщества. Действия, противоречащие Кодексу, попадают под этическое регулирование лишь в том случае, если имеют негативные практические следствия, обнаруживаемые в публичной сфере в рамках профессиональной деятельности.

- Расскажите подробнее о составе, функциях и полномочиях этической комиссии? Будет ли осуществляться контроль работы этической комиссии?

Основная функция существующей этической комиссии — разбирать конфликтные ситуации в сообществе философского факультета. Предполагается, что она будет рассматривать заявления сотрудников, считающих свои права нарушенными. Информация о составе этической комиссии должна быть размещена на сайте философского факультета МГУ http://philos.msu.ru. Контроль над деятельностью комиссии осуществляет высший руководящий орган факультета — Учёный Совет. Следует подчеркнуть, что, по нашему мнению, этот контроль не должен превращаться в попытку административного давления на деятельность комиссии.

-  В Интернете я часто наталкивался на мнения, что принятие Этического Кодекса – реакция на деятельность арт-группы «Война». Так ли это? Как можно оценить акции «Войны» с этической точки зрения?

- Позвольте ещё раз напомнить, что в настоящий момент времени идет работа над проектом кодекса, инициированная группой «Этической поворот». Наша группа считает непродуктивным представлять свою деятельность как реакцию на какое бы то ни было отдельное событие. Давать этическую оценку акциям группы «Война» мы считаем некорректным.

- Будет ли деятельность "Этического поворота" каким-либо образом пересекаться с публичной жизнью? Следует ли ожидать каких-либо мероприятий, семинаров, конференций?

- Деятельность исследовательской группы «Этический поворот» осуществляется именно в публичном пространстве. ЖЖ-сообщество http://community.livejournal.com/ethic_lab/ посвящено одному из проектов нашей группы, который носит название «Этическая лаборатория». Работа этого проекта осуществляется в формате открытого дискуссионного клуба, принять участие в деятельности которого может любой желающий, настроенный на активную и продуктивную интеллектуальную работу. Собрания в рамках «Этической лаборатории» проводятся регулярно, два раза в семестр, начиная с осени 2007 г. Последнее по времени заседание состоялось 20.02.2009 г. Оно было посвящено обсуждению основного текста кодекса. Наша группа была ответственной за организацию выездной школы философского факультета «Прикладная этика в сфере профессиональной деятельности выпускника философского факультета» (5-7 декабря 2008 г.). Целью школы было познакомить студентов с проблематикой прикладной этики, её направлениями, а также показать, какие возможности существуют в плане трудоустройства в этой области.
На данный момент в наших планах – организация в декабре 2009 г. международной научно-практической конференции «Этическое регулирование в академической среде», где мы хотим собрать ведущих специалистов, работающих в данной сфере, обменяться опытом и обсудить с ними направления дальнейшей работы. Группа также ведёт работу по подготовке хрестоматии отечественных и переводных текстов по академической (университетской) этике.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о грядущей хрестоматии. Какие тексты Вы планируете включить в её состав?

Работа над составлением хрестоматии в настоящий момент находится в начальной фазе. Мы надеемся с её помощью ввести в научный оборот в современной России как актуальные зарубежные исследования по прикладной этике (Н. Гамильтон, Л. Кольберг, Б. Макфарлан и др.), так и классические тексты, связанные с осмыслением проблем этики науки и идеи университета (И. Г. Фихте, П. Д. Юркевич, С. И. Гессен и др.).

- Благодарю за то, что нашли время ответить на мои вопросы,  желаю дальнейших успехов в деле «укрепления ценностей ответственности» и «искоренения тайного осведомительства»!

http://slova.uuuq.com/number5/5%20-%20kolomiets.htm

Вопросы задавал Глеб Коломиец,
технический редактор литературно-философского журнала «Слова».
http://slova.uuuq.com/
ardor@list.ru

 

Дата публикации: 04.03.09
Проект: Философские институции

© Коломиец Г. 2009 

Сайт |©2004-2007 Censura