Сафронов П.
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ сообщества философского факультета (проект)
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОДЕКС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
сообщества философского факультета
(проект)
редакция от 29.03.2009
подготовлена П.А. Сафроновым
на основе текста,
выработанного кафедрой этики
МОСКВА
2009
I. ПРЕАМБУЛА
Стремясь к
- защите прав и достоинства личности;
- обеспечению терпимости к плюрализму мнений;
- созданию творческой атмосферы совместной работы;
- совершенствованию знаний, умений и навыков каждого члена;
- открытости управленческих решений;
- общественному признанию публичного статуса профессиональной деятельности,
а также руководствуясь Уставом МГУ имени М. В. Ломоносова и Положением о
философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова,
сообщество философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова принимает настоящий Кодекс.
Настоящий Кодекс устанавливает стандарты поведения, определяющие взаимоотношения сторон, включенных в образовательный процесс на философском факультете. Непосредственным адресатом Кодекса являются все студенты, аспиранты и соискатели, преподаватели, научные сотрудники, административно-управляющий и технический персонал философского факультета. Перечисленные лица посредством философского факультета входят в состав свободного сообщества, целью которого является взаимное сотрудничество для достижения наивысших результатов в сфере профессиональной деятельности каждого члена сообщества.
Настоящий кодекс выражает осознанное согласие сообщества как целого в отношении необходимых взаимных требований каждого члена сообщества к другим его членам.
Настоящий кодекс является нормативной основой образовательной, научно-исследовательской, культурно-просветительской, административной деятельности всех членов сообщества.
Настоящий кодекс призван способствовать публичному обсуждению этических проблем сообщества философского факультета и разрешению конкретных конфликтных ситуаций между членами сообщества. В случае выявления проблем и конфликтных ситуаций, не предусмотренных Кодексом, он подлежит соответствующим изменениям и дополнениям.
Члены сообщества философского факультета выражают свою ответственность перед сообществом и готовность следовать настоящему Кодексу соблюдением ряда общих принципов профессиональной деятельности.
II. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЛЕНОВ СООБЩЕСТВА ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Принцип равенства: все члены сообщества философского факультета рассматривают других членов сообщества как равных себе коллег и относятся ко всем без исключения с соответствующим уважением.
Принцип доверия: все члены сообщества философского факультета разделяют в отношении друг друга убеждение в высоком чувстве ответственности за результаты профессиональной и учебной деятельности, если убедительно не доказано обратное.
Принцип целесообразности: действия всех членов сообщества соответствуют и способствуют осуществлению заявленной цели сообщества.
Принцип признательности: все члены сообщества философского факультета не допускают оскорбления памяти ушедших коллег и выказывают уважение достижениям и человеческому достоинству всех живущих членов сообщества.
Принцип взаимности: все члены сообщества философского факультета стремятся к тому, чтобы их деятельность содействовала осуществлению профессионального роста возможно большего числа других членов сообщества.
Общие принципы профессиональной деятельности членов сообщества философского факультета конкретизируются в обязанностях применительно к разным их категориям и к разным сферам деятельности.
III. КОНКРЕТИЗАЦИЯ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ
3.1. Обязанности профессорско-преподавательского состава
3.1.1. В преподавательской деятельности
- осуществлять преподавание на уровне мирового развития науки с учётом актуального состояния исследований в рамках преподаваемых дисциплин и в духе свободного обмена идеями в ходе образовательного процесса и вне его рамок;
- поддерживать высокий уровень педагогической квалификации, позволяющий: а) передавать знание с учетом специфики разных контингентов учащихся и их индивидуальных особенностей, б) развивать творческие способности студентов и аспирантов в рамках их профессиональной деятельности;
- содействовать развитию у студентов и аспирантов навыков самостоятельного научного исследования, внимательно относиться к результатам работы учащихся, помогать в подборе необходимой литературы и других материалов;
- избирать и реализовывать объективные, открытые и соответствующие целям курса процедуры оценки учебной деятельности учащихся в рамках установленных видов отчётности; а также не допускать ситуаций, в которых у учащихся могло бы возникнуть мнение, что оценка необъективна;
- не разглашать посторонним лицам информацию, касающуюся учащихся: данные об их академической успеваемости и личные сведения, полученные в ходе индивидуального общения;
- не требовать и не принимать материальных ценностей или услуг за выставление учащимся оценок или за облегченное прохождение ими процедур контроля знаний, умений и навыков;
- не совершать действий, которые могут быть квалифицированы как вербальная или физическая агрессия в отношении учащихся;
- не допускать дискриминации студентов и аспирантов по гендерному, расовому, религиозному, национальному признакам
3.1.2. В научно-исследовательской и экспертной деятельности
- вести собственные научные исследования в соответствии с принципом открытости полученных научных результатов для критики, перепроверки или использования в целях дальнейшего исследования;
- соблюдать конфиденциальность информации, полученной в качестве эксперта, рецензента или научного руководителя, и не распространять её без согласия источника;
- использовать результаты чужих научных исследований в соответствии со всеми принятыми в академической среде правилами цитирования и оформления ссылок;
- осуществляя функции эксперта или рецензента стремиться к беспристрастной и объективной оценке исследовательских проектов и научных работ;
- не заниматься фальсификацией и фабрикацией научных данных;
- не допускать эксплуатации студентов, аспирантов и коллег в ходе осуществления исследований и при оформлении их результатов;
- не нарушать прав участников исследования, выступающих в качестве соавторов (обязательное упоминание их в публикациях, выплата и честное распределение гонораров и т.д.);
- не претендовать на авторство работ, вклад в создание которых не осуществлялся или был минимален;
- не прибегать к заимствованию, присвоению идей из неопубликованных источников, не выдавать компиляции за самостоятельные исследования;
- не участвовать в создании подложных квалификационных работ или консультировании структур, занятых данным видом криминального бизнеса;
- не оказывать платных посреднических услуг в деле публикаций результатов исследований студентов, аспирантов и своих коллег в научных изданиях;
3.1.3. В отношениях с коллегами
- сохранять корректность при обмене мнениями;
- проявлять ко всем членам сообщества вежливость и уважение;
- сохранять объективность и принципиальность по отношению к чужим научным позициям и работам в ходе дискуссий и при выполнении функций рецензента;
- не допускать заведомых искажений позиций коллег в полемических и иных целях;
- не совершать действий, которые могут быть квалифицированы как вербальная и физическая агрессия в отношении коллег,
- не допускать дискриминации по половому, расовому, религиозному, национальному признакам или на основании более низкого академического статуса коллеги;
3.1.4. По отношению к факультету и университету в целом
- уважать традиции, историю, символику МГУ имени М.В.Ломоносова и философского факультета;
- препятствовать нарушениям профессиональной этики коллегами;
- выполняя исследовательскую, преподавательскую и общественную работу за пределами университета, не ставить под угрозу интересы факультета и выполнение своих профессиональных обязанностей;
- находится в курсе содержания норм, касающихся распорядка работы факультета и профессиональной этики;
- соблюдать нормы внутриуниверситетского регулирования, исполнять приказы и поручения руководства, если они не противоречат действующему законодательству, уставу МГУ, настоящему кодексу и академическим свободам;
- рационально использовать материальные ресурсы университета в целом и факультета в частности;
- отделять свои личные мнения в качестве человека и гражданина от позиции университета как академического учреждения, при публичном представлении этих мнений не создавать впечатления действования в своем официальном качестве и от имени университета;
- не вести политическую и идеологическую агитацию, не заниматься коммерческой рекламой в ходе образовательного процесса и/или на территории университета.
3.2. Обязанности членов административного аппарата факультета
- проявлять ко всем членам сообщества факультета вежливость и уважение;
- препятствовать нарушениям профессиональной этики со стороны других членов сообщества философского факультета в целом и сотрудников административного аппарата факультета в частности;
- быть максимально доступными для преподавателей, сотрудников и учащихся факультета, принимая при этом во внимание особенности работы образовательного учреждения и специфику академического сообщества;
- стремиться к разрешению проблем факультета и его отдельных членов в короткие сроки и эффективно;
- сохранять открытость для общественного контроля над своей деятельностью, быть готовым к предъявлению сообществу факультета критериев принятия решений и к объяснению способов их применения в конкретных ситуациях;
- при распределении материальных фондов и поручений, назначении вознаграждений и применении санкций, сохранять беспристрастность и руководствоваться исключительно образовательными и научными интересами академического сообщества факультета;
- в случае возникновения конфликта между личным интересом или интересом собственного подразделения, проектно-исследовательской группы и т.д. и интересом факультета в целом прибегать к специальным процедурам разрешения конфликта интересов
- не принимать решений, основываясь на анонимных и/или непроверенных данных.
3.3 Обязанности учащихся
3.3.1. В учебной и научно-исследовательской деятельности
- прилагать максимум усилий для получения полноценного и качественного образования;
- стремиться к освоению профессиональных знаний в ходе свободного обмена идеями с коллегами;
- постоянно повышать свой профессиональный уровень, регулярно знакомясь с актуальным состоянием отечественных и зарубежных исследований в выбранной области специализации;
- уважать чужую интеллектуальную собственность и исследовательский приоритет; цитировать с указанием источника все материалы, используемые при подготовке письменных работ (исключая те, которые содержат общераспространенное знание);
- вести собственные научные исследования в соответствии с принципом открытости полученных научных результатов для критики, перепроверки или использования в целях дальнейшего исследования;
- содействовать реализации инициатив коллег, направленных на укрепление и развитие научных контактов в профессиональном сообществе;
- при прохождении процедур контроля знаний не пользоваться запрещенными преподавателем к использованию вспомогательными материалами и техническими устройствами, а также не использовать подставных лиц;
- не обращаться к другим лицам за помощью при прохождении процедур контроля знаний, умений и навыков или при исполнении заданий, предполагающих исключительно индивидуальную работу;
- не представлять в виде результатов собственного труда тексты эссе, реферата, контрольной, курсовой или дипломной работы, подготовленные другими лицами;
- не использовать личных или родственных связей для получения более высокой оценки или для того, чтобы добиться иных исключений из общего регулирования;
- не предлагать взяток и/или иного вознаграждения преподавателям или администрации для того, чтобы облегчить прохождение процедур контроля знаний, умений и навыков, или для того, чтобы добиться иных исключений из общего регулирования;
- не предоставлять услуг для списывания при прохождении процедур контроля, а также при написании текстов эссе, рефератов, курсовых и дипломных работ за других учащихся;
- не подделывать документов, имеющих отношение к обучению в университете, и не использовать подделок;
3.3.2. В отношениях с коллегами
- проявлять ко всем членам сообщества вежливость и уважение;
- не допускать нарушений общественного порядка в ходе учебного процесса и/или на территории университета, выражающихся в причинении неудобств окружающим (например, шуме в ночное время на территории университетского городка, шуме в корпусах университета во время учебных занятий, блокировании свободного передвижения по территории и корпусам университета);
- не допускать нарушений действующего российского законодательства в ходе учебной деятельности;
- не допускать заведомых искажений позиций коллег в полемических и иных целях;
- не совершать действий, которые могут быть квалифицированы как вербальная и физическая агрессия в отношении коллег,
- не допускать дискриминации по гендерному, расовому, национальному и религиозному признакам;
3.3.3. По отношению к факультету и университету в целом
- уважать традиции, историю, символику МГУ имени М.В.Ломоносова и философского факультета;
- воздерживаться от повреждения, хищения и несанкционированного использования собственности университета;
- препятствовать нарушениям профессиональной этики членами сообщества философского факультета;
- находится в курсе содержания норм, касающихся распорядка работы факультета и профессиональной этики;
- соблюдать нормы внутриуниверситетского регулирования, исполнять приказы и поручения руководства, если они не противоречат действующему законодательству, уставу МГУ, настоящему кодексу и академическим свободам;
- рационально использовать материальные ресурсы университета в целом и факультета в частности;
- не вести политическую и идеологическую агитацию, не заниматься коммерческой рекламой в ходе образовательного процесса и/или на территории университета.
IV. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ КОДЕКСА
4.1 Контролирующая инстанция
Контроль за исполнением положений настоящего кодекса возлагается на Этическую комиссию философского факультета. Порядок деятельности комиссии регулируется Положением об Этической комиссии философского факультета, утверждаемым на заседании Учёного совета философского факультета. В состав Этической комиссии входят представители профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов, а также административно-управляющего и технического персонала факультета.
4.2. Порядок формирования Этической комиссии
Порядок формирования Этической комиссии философского факультета определяется Положением об Этической комиссии.
4.3. Полномочия Этической комиссии
Этическая комиссия занимается разбором случаев нарушения настоящего кодекса по собственной инициативе и по письменным обращениям членов сообщества философского факультета. Конфликтные ситуации, не подпадающие под действие какой-либо нормы или норм настоящего кодекса, не могут служить предметом разбирательства Этической комиссии. Решения Этической комиссии носят рекомендательный характер. Этическая комиссия наделяется правом ходатайствовать перед Учёным советом факультета и руководством факультета о применении мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных действующим Уставом МГУ и Положением о философском факультете, по отношению к нарушителям настоящего кодекса.
Дата публикации: 31.03.09
Проект: Философские институции
© Сафронов П. 2009