Сафронов П.

Миф о результате

Laurentius de Voltolina, Henricus de Alemannia Lecturing his Students 1350s

Часто приходится слышать утверждение, что философия бесполезна. Нет лучшего доказательства этого сурового приговора, чем торопливые попытки обосновать обратное. Начинают кричать о том, что у философии были, есть и будут результаты. Так или иначе, и критики, и защитники философии сходятся в том, что философия состоит в связи с каким-то «Результатом». Спор, следовательно, идёт не о философии самой по себе, а о производимом ей продукте.

Критика философии за нерезультативность, за бесполезность есть лучший способ избежать разговора по существу дела. Защита философии как результативной и полезной представляет собой оборотную сторону той же уклончивой стратегии. Противники и сторонники философии оказываются в данном случае в плену одного и того же мифа – мифа о результате. Согласно логике этого мифа никакое дело не является и не может считаться полезным до своего завершения. Каждое полезное дело должно иметь перспективу конца, причем желательно конца убедительного, зримого, вещественного. Вариантом этой логики является история философии, относящаяся к своему предмету как ставшему, законченному целому.

Миф о результате требует от философии планируемости и срочности. Он хочет дотошного указания этапов работы и сроков их выполнения. Миф о результате превращает занятия философией, как и всё остальное, в современное капиталистическое предприятие. Подчиняясь законам рынка, такое предприятие должно пристально следить за динамикой спроса потребителей. От философии начинают требовать своевременности, сиюминутности, оперативной реакции на текущие события. Философы уподобляются игрокам на бирже, следящим за разницей курсов тех или иных дискурсов и получающим прибыль от концептуальных инвестиций в настоящее.

Философский результат, как и любой другой, определяется как чисто количественная характеристика. В принципе, уже даже нет смысла ломать голову над каким-то положением. Достаточно просто посчитать, сколько раз имя его автора упоминается в СМИ, блогах, беседах коллег. Философская деятельность превращается в охоту за популярностью, наблюдение за плотностью информационных потоков. В погоне за калькулируемыми знаками внимания утрачивается необходимая сосредоточенность мысли. Миф о результате исподволь убивает философию к вящей радости отдельных её представителей, занятых сколачиванием медийного капитала. Понятно, почему они говорят о смерти философии: у них просто не остается времени на мысль за чередой презентаций, в которые они превращают любое своё появление на публике. Откуда же появиться новым идеям, если философ занят только самим собой?

Жизнь философии – не в информационных битвах, не в войне за публичное признание. Жизнь философии состоит в преодолении давления современности, выдавливании из себя интеллектуального яда, впрыснутого мифом о результате. Именно потому, что философия так вопиюще беспечна и непрактична. Она всегда оказывается на шаг впереди и своих критиков, и своих защитников. Это происходит потому, что философия способна дать то, что важнее и раньше любого частного результата. Философия способна дать цель. Цель, в отличие от результата, не имеет количественного выражения, это чисто качественное понятие. Такой целью на протяжении многих веков была идея рационального овладения миром. Такой целью может стать создание и обозначение границ заповедников, куда рациональности нет хода. Может быть, из первопроходца смысла философ превратится в хранителя бессмыслицы?

Философия, дающая цель, держится особняком. В тиши университетских аудиторий и академических кабинетов. Именно там сейчас рождается её будущее. Занятие философией есть форма интеллектуальной привилегии, по определению чуждой газетной шумихи. Если Вы хотите узнать живую современную мысль, оставьте ненужные поиски «делающих философию». Идите в аудитории Университета и там, смотря на студентов, прислушиваясь к их первым неуверенным шагам на тропах познания, начинайте медленно понимать, как современная философия пробивает себе дорогу.

Избыточность, крайность, асимметричность философии, складывающейся в университетском сообществе коллег,  по отношению к сложившемуся положению вещей есть её главная, постоянная и единственная функция. Философия и общество потребителей сходятся в том, что взаимно отрицают друг друга.

Дата публикации: 10.10.07
Проект: Философские институции

© Сафронов П. 2007 

Сайт |©2004-2007 Censura