[Гиренок Ф.И. Метафизика пата. Косноязычие усталого человека. – М.: Лабиринт, 1995.]
В русском умострое была, т. е. жила, вернее, жила-была София, то, чем держится верх, т. е. низ, вернее корень, словом, не ризома. А потом ее не стало, и разрушился умострой. И всяк, кому не лень, стал отличать бытие от существования, а существование от сущности, Но бытие, хотя оно и бытие, а в России оно все-таки быт…
Ф.Гиренок
Что-то произошло. Что-то сдвинулось, сместилось.
Традиционная философия, да и вся европейская культура в целом попадают вдруг в ситуацию кризиса, когда прежние проекты, идеалы, верования, иллюзии исчезают, знаки окончательно лишаются смысла, бытие ускользает, реальность дереализуется, действительность перестает действовать. Все, что было раньше, преображается и отодвигается.
Можно, конечно, сделать вид, что ничего не происходит, что ничего не случилось. Но это – страусиная политика: сунуть голову в песок и полагать, что спрятался. Это не выход.
Ладно, появляется модернизм-авангард и начинает придумывать экзотические способы, как все разрушать еще быстрее. Внимание смещается от прекрасного к безобразному, от доброго к злому, от истинного к ложному.
Наконец, возникают пост-модернизм и транс-авангард, которым и сказать-то нечего, а потому им ничего иного не остается, как играть с обломками, создавая тут же распадающиеся комбинации, коллажи, мозаики, клипы, цитаты, сноски, примечания, комментарии, заметки на полях и т.д., и т.п. Переосмысление как паразитирование или, наоборот, паразитирование как переосмысление.
Что же делать? Устаревшая классика скучна, новомодные формалистические изыски неинтересны. Ничего уже сказать нельзя, даже если сильно хочется или очень надо. Никакого результата нет, а ходить некуда. Пат.
И вот, подобно созданию теологии мертвого бога после тезиса о его смерти, косноязычие усталого человека порождает метафизику пата. Все очень просто: патовое бытие оказывается российским бытом. Быт, повседневное, публично неприметное были до бытия, ум был до мысли, дом объединяет, стягивает все противопоставления – в пате нет дуальности. А русские – это русская идея, несбыточное желание жить по истине, ведь без Китежа тоскливо. Иначе вырастает огромная мусорная куча – культурные слои образуются всем сваленным вперемешку.
Пусть вся культура и симуляция, но мы-то все же живем, – заявляет Федор Гиренок и водружает над могилой книжной культуры свою новую книгу. Говорят, правда, что когда эту книгу набирали, линотип не выдержал и сломался. Но книга вышла.
Интересно: предельные и за-предельные философские проблемы, а язык-то! Язык почти понятен. Смотрите: халява, срыв, вечный шах, я не я, демистериальный зов муляжей, упрощение простого, сытость, банальность, немотствование вслух, эстетика как вобла, маршруты нового язычества, ноль, ничья, вкус – это нюх, авось, пас, этос бездомности, «кочевники» вышли из кавычек, пол, а-патия…
Дата публикации: 05.03.06
Проект: Планка
© Кузнецов В. 2006