Кузнецов В.

Несуществующая сущность смысла

Жиль Делез. Логика смысла

[Делез Ж. Логика смысла. Фуко М . Theatrum philosophicum Пер . с фр . Я.И.Свирского под науч. ред. А.Б.Толстова. М.: "Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга" 1998.]

Что же еще может произведение искусства, кроме как снова следовать пути, ведущему от шума к голосу, от голоса к речи и от речи к глаголу… чтобы всегда возвращать независимость звукам и запечатлевать молнию единогласия. Конечно, такое событие быстро обрастает повседневной банальностью или, наоборот, страданиями безумия.
                                                       Ж.Делез

Господство письменной/печатной культуры настоятельно требует рефлексивного анализа. Обманчиво ясный и вместе о тем таинственно туманный, язык становится в XX веке любимым предметом самых разнообразных исследований – научных, философских, художественных…

А говорение о языке и о том, что за ним скрывается, возможно опять-таки только с помощью самого языка. Хитросплетения означающего и означаемого образуют целостность, цельность текста, связывая невидимые смыслы иерархией символов…

Блуждая в знаково-символических дебрях, философская традиция от Платона до Гегеля стремилась об-наружить предвечные и неизменные, единственные в своей истинности смыслы. Главной трудностью классических подходов оставалось принципиальное несоответствие между замыслом и возможностью его исполнения: устойчивые смыслы можно найти только в аксиоматических системах, где они постулированы изначально…

Быть может, стоит обратить внимание на феномены нарушения, столкновения и разрушения смыслов? Ведь в таким случае проектирующее восстановление смыслов и будет их созданием и утверждением. Смыслы порождаются событием – разделяющей и соединяющей границей между вещами и предложениями…

Жиль Делез в своей книге «Логика смысла» как раз и обращается к парадоксам, нонсенсам, шизофрении, юмору, абсурду, психоделии – для того, чтобы проявить и воплотить то, что иначе никакому обозначению не поддается. Поэтому произведения Керрола оказываются тут не менее важными и интересными, чем позиция стоиков, воплощая сплав логического и психологического повествования-дискурса. Наивно-детский взгляд на вещи позволяет разглядеть в очевидном необычайное. Неожиданные переплетения и созвучия слов и языковые игры, сингулярности и фантазмы, расслоение поверхностей, различия языка и тела, эротизм и сексуальность, алогичные несовместимости и некаузальные соответствия, манифестация пред-ставления – образуют причудливый сад расходящихся и сходящихся тропок, по которым путе-шествуют светозвуководонепроницаемые смыслы. «“Ни одно решение не является окончательным”». Узелки этой истории воссоздают целую совокупность знаменательных созвездий-проблем…

Второе издание дополнено небольшой работой Фуко о Делезе, где первый называет концепцию последнего философским театром.

Дата публикации: 17.03.06
Проект: Планка

© Кузнецов В. 2006 

Сайт |©2004-2007 Censura