Сафронов П.

Душа. Из метафизического лексикона

Робот-гедонист

Душа есть каждая часть мира, обладающая нравственным самосознанием. Что такое самосознание, доподлинно никому неизвестно. Любой человек, однако, склонен признавать его наличие в отношении самого себя, равно и в отношении некоторых других людей. Если такое признание сопряжено с муками совести, то можно говорить о возникновении нравственности. Таким образом, душа появляется тогда, когда имеется затруднение в признании себя или другого вполне сознательным существом. В отношении себя это связано с неизвестностью сущности, в отношении же других с неизвестностью меры. Вопреки мнению многих ученейших и достойнейших мужей душа никоим образом не есть особая бестелесная субстанция, но лишь эмблема или занавес тайны, окутывающей происхождение нашего разума. И сколь же причудливо и хитро вышит сей занавес, изготовленный человеческими руками!

Неясность сознания и неотчётливость относящихся до него способностей суть главные черты души, сиречь замешательства разума и помутнённости рассудка. Отсюда следует, что обладают душой одни лишь только идиоты и безумцы, каковых общество признало лишенными власти над их рациональной способностью. Идиоты и безумцы всецело зависят от милости окружающих и их добросердечия. Эта безусловная зависимость от доброты другого делает их вполне равнодушными к собственной судьбе. Лишённый ясного понятия о собственной личности идиот и безумец является по преимуществу человеком сообщества, на иждивении которого он находится.

Подобно тому как безумец предстаёт иждивенцем в сообществе людей, душа является иждивенкою в сообществе разума. Душа выступает знаком и следствием благотворящей способности разума, который, строго говоря, в ней вообще не нуждается. Высшее достоинство разума обнаруживается в признании бесполезной души. Действительно, успехи наук в наше славное время не позволяют рассчитывать на сколько-нибудь точное доказательство её существования. Некоторые известные каждому любителю философии достопочтенные господа решаются даже прямо утверждать полное отсутствие души. При таких обстоятельствах, отстаивание души едва не выглядит глупостью. Более того, для человека практического так оно и есть. Пусть. Согласимся же с тем, что душа выражает законное право разума на глупость.

Не будучи безумцами или идиотами, мы приобретаем душу, только совершая глупости. Безумцы совершают их бессознательно, остальные люди, взыскующие души, делают их сознательно. Таким образом, душа для обычного человека есть сознательно совершённая глупость или, точнее говоря, глупость протяжённая и длящаяся. Разумное действие всегда старательно заботится о соразмерности средств, усилий и целей, стремясь найти наилучший способ достижения желаемого среди всех, какие можно только представить искушенным умом. Единожды найденный, такой способ даёт формальную методу для совершения всех сходных действий в дальнейшем. Глупость, стало быть, имеет место тогда, когда грубо нарушена имеющаяся формальная метода либо нет и следа её поиска. Глупость возникает от переизбытка содержания, которое не знает как себя выразить.

Невыразимость содержания не означает, конечно, его значительности. Скорее напротив, глупость связана с пустяками, ничтожными подробностями, вообще всякой ерундой. Всё это настолько мелко, что даже не имеет собственных названий. Душа мычит как корова или курлычет как голубь не будучи в состоянии членораздельно высказаться. Исследование души может быть уподоблено попытке расслышать в мычании коровы на лугу или курлыкании голубя на крыше нечто осмысленное. Но слышится в мычании той коровы, курлыкании того голубя нечто ласковое, родное, душевное. Коровья задумчивость или голубиная кротость дают нам примеры нечаянной и потому неизбывно прекрасной глупости. О, колико же совершенен тот, кто заговорит с тварями сими земными  на одном языке!

Но оставим стенания и плач, ибо не все взыскуют совершенства, глупости же совершают все. Глупостью вообще, опираясь на вышесказанное, будем считать всё, что так или иначе нарушает форму. Чревоугодие и телесные излишества, многодумание и цветистость слога, чувствительность и чрезмерная нежность духа суть различные роды глупости. Везде, где нарушаются пристойные очертания, отведенные природой или законом, везде с радостию видим мы следы благословенной глупости. Очевидно, что наиболее глуп будет совершенно несовершенный человек. Взяв избыток телесной массы, присовокупив к нему чудовищный ум и неумеренную чувствительность, получим мы сколь возможно точное изображение души. Отнюдь не следует беспокоиться, что кому-нибудь из смертных не под силу совершить глупости. Для этого нужно-то только беспрестанное излишество во всем. Жадность к вкусной пище, жадность к мысли, жадность к чувствам суть пункты, которым следует этот изысканный рецепт.  При сём решается и извечная проблема бессмертия души. Действительно, если жадность человеческая никогда не перестанет, то никогда не перестанут совершаться глупости, из коих берётся начало и развитие душе.

Дата публикации: 27.07.08
Проект: Библиотека форм

© Сафронов П. 2008 

Сайт |©2004-2007 Censura