Руководство требует наращивания дистанции во времени и пространстве. Нельзя «просто» руководить теми, кто у тебя под рукой, потому что ты точно так же находишься под рукой у них. С другой стороны, дистанция не может быть и слишком большой, иначе руководство превратится в господство. Руководитель не господин: он может сойти с дистанции. Сократить дистанцию значит оказаться в одном месте и времени с подчинённым. Вообще, время и пространство необходимо связаны с руководством. Тем не менее руководство ни в коем случае не означает умения распоряжаться временем, упорядочивать пространство.
Скорее напротив, руководство обнаруживает-ся в абсолютной беспомощности перед времени и пространством. Руководство, собственно говоря, ничего не может поделать с пространственно-временными условиями своего существования. Руководить – значит подчиняться определённым условиям локализации своей власти. Поэтому декан может руководить только в своём кабинете, гаишник на перекрёстке, тренер на матче. Следовательно, сопротивление руководству, если оно хочет быть успешным, заключается в извлечении руководящих из присвоенного ими /присваивающего их пространства и времени. Иногда, правда, такое извлечение может опережающее происходить по инициативе руководства – но только как единичная акция, а не как постоянная практика.
Стремясь избежать такого извлечения, руководство тяготеет к тому, что не встречаться с руководимыми в настоящем. В строгом соответствии с остроумным предположением Стругацких руководство всегда направлено в будущее или в прошлое. Оно увлечено «перспективами» и соответствующими им «стратегиями» либо «достигнутыми (уже) результатами» и соответствующими им «мерами». Руководство всегда слишком спешит или слишком не спешит. Всё это нужно для того, чтобы не совпадать с руководимыми. Стороннему наблюдателю может даже показаться, что руководство ничего не делает. И это, разумеется, будет неверное впечатление.
Единственной заботой руководства является доведение до совершенства своей беспомощности перед временем и пространством. Поэтому руководство всегда «принимает делегацию», «торопится на совещание», «задерживается» и т.п. С чисто технической точки зрения в настоящий момент руководить стало необычайно сложно. Достижимость руководства в целом заметно увеличилась. Однако руководство постепенно учится использовать новые технологии для решения старой задачи бесконечного у-даления. Выходя в виртуальное пространство, руководство всякий раз подчеркивает «непосредственность» своего обращения к руководимым в таком качестве, подразумевая, что никаких других способов сокращения дистанции у руководимых нет и быть не может.
Бесконечные телемосты, селекторные совещания, блоги и прочее нужны лишь для усиления эффекта дистанции, которая отсчитывается от руководства как от нулевого километра. Воздействие эффекта дистанции увеличивается еще больше благодаря деятельности «посредников», изъясняющих и толкующих «прямые» обращения руководства. Казалось бы, если обращение «прямое», зачем его ещё толковать? Но это весьма обманчивое впечатление, поскольку, как уже было сказано, прямая есть наибольшее расстояние до руководства. Тут развивается деятельность по созданию всякого рода обходных путей, призванных «довести» нечто до сведения руководства или «поставить» его в известность. Тем самым фактически признается совершенная неспособность руководства самостоятельно справиться с пространственно-временной дистанцией, отделяющей его от руководимых.
Руководство никогда не бывает здесь и сейчас. Соответственно, избежать руководства можно, только принимая все решения именно здесь и сейчас. Чтобы не руководить, нельзя ничего откладывать. Однако, это, конечно, весьма затруднительно, хотя и вероятно. В таком случае вместо руководства будет соучастие, предполагающее предельную близость соучаствующих. Соучастие, в отличие от руководства, не имеет перспектив и не может опереться на результаты. Поэтому оно абсолютно случайно внутренне, но вполне закономерно внешне. Соучастие безотлагательно и безусловно. Руководство же целиком сослагательно и условно. В сущности, руководство не оставляет руководимым никаких вариантов, кроме как быть соучастниками. Руководство является главной негативной причиной соучастия.
Взаимно отрицая друг друга, руководство и соучастие сходятся вместе. Вновь и вновь полет руководящей мысли пытается непосредственно соответствовать моменту и постоянно оказывается внеэмпирической или, точнее говоря, параэмпирической авантюрой. Раздраженный чувством ускользающей реальности административный разум нередко пытается даже начисто забыть об актуальности настоящего, как если бы она вовсе не существовала. Но бесконечному богатству созданий руководства не достает жизнеспособности, все они предназначены для удалённого прошлого или удалённого будущего. Возникает сопротивление соучастия, возвращающее нас к самим вещам, к жизненному потоку. Соучастие снабжает опыт настоящего требованием безусловной, аподиктической очевидности. Настоящее очевидно, будущее перспективно, прошлое результативно.
Дата публикации: 20.09.09
Проект: Библиотека форм
© Сафронов П. 2009