Как греки отличали слухи от правды (доксу от истины), ведь официальных СМИ у них не было?
Когда Парменид отличал знание от мнения, фоном этой операции являлось отрицание движения. Только тогда мнение исчезает, а остается одна правда. По всей видимости, Парменид понимал, что быстрее "дьявольского радио" ничего нет. По Пармениду, слухи нужно остановить как гонцов с плохими вестями, поскольку истина не перемещается. Чем больше докса стопорится, тем больше шансов на то, что истина останется, а именно та, которая никуда не уходила. Вариантом этой стратегии станет дворец китайского императора Кафки, из которого гонец в принципе не может выйти.
Фалес, сказав, что "истина приходит со временем", предложил более современный способ борьбы со слухами – они должны сами собой устать и сойти на нет. Истина – сопроводитель времени в том смысле, что время начинается, когда слухи уже кончились. Если истина приходит со временем, это значит что приходит время для истины.
Однако у практичных и техничных греков был еще один способ борьбы за истину: нужно быть быстрее слухов. Пример – знаменитый воин, пробежавший 42,5 км от Марафона до Афин. Чтобы слухи – любые, но прежде всего слухи о поражении, – не достигли мега-полиса раньше, нужно было их опередить, и он это сделал. Он несся как угорелый и успел вернуться быстрее похоронивших его слухов. Но ценой своей жизни. Скорость слухов настолько высока, что боец опередил их только на ту секунду, в течение которой смог выпалить "победа!".
Еще красноречивее другой миф о возвращении – история бойцов с Минотавром. Вернувшись под черными парусами поражения, то есть метафизически "опоздав", герои попадают уже не в тот мир, из которого уезжали, – из него исчезло то, ради чего стоило возвращаться. Царская дочь бросилась со скалы в море. Истина (победа над Минотавром) впервые стала абстрактной и бесхозной – с ней уже нечего было делать. По сходному сценарию развивались события в самом известном романе возвращения - "Одиссее". Хотя можно предположить, что здесь греки нашли выход из печальной и вечно угрожающей истории с Минотавром. Возвращение Одиссея оказывается возвращением с истиной, которая обесценивает то, к чему он возвращается. Иначе говоря, с Одиссеем истина оказывается дороже того места, куда она направлялась. В путешествиях мы находим ту истину, которая самоокупается независимо от скорости слухов. Так греки, вероятно, сумели решить проблему скорости.
Дата публикации: 26.04.05
Проект: Процесс
© Данилов В. 2005