Обычно числа 29-30-го ноября уже несколько лет подряд мне звонит Славик, менеджер отдела реализации одного крупного издательства с традиционным предложением пообщаться. Как правило, я со Славиком общаюсь раз в год – на ММКЯ в сентябре, а тут вдруг решился поучаствовать и в “non - fiction /7”.
Я предложил для встречи среду – день открытия. Но Славика среда категорически не устраивала: «Знаешь, начало выставки – это суматоха, беготня с пачками, то стенд разваливается, то стульев не хватает, то вообще выясняется, что тебя в какой-нибудь список важный не внесли; опять же – официоз, речи какие-то бессмысленные… в общем, выпить будет некогда, давай в четверг»! Четверг же категорически не устраивал в свою очередь уже меня. Ведь, по сути, ярмарка в том формате, в котором она преподносится (как слет профессионалов книжного дела сектора интеллектуальной литературы) работает как раз те 4-5 часов среды, тезку не устраивавших, затем отдаваясь на разграбление простым «любителям искусства». Следующие четыре дня «Международная ярмарка интеллектуальной литературы» превращается в банальный книжный супермаркет, где правда, книжки почему-то расставлены не по разделам, а по издательствам.
Да, нормальному шоппингу в ЦДХ кое-что мешает. Например, какие-то невообразимые очереди в гардероб. Какой-то входной билет, необходимость покупать который напоминает скорее не практику ММКЯ, а деятельность «Книжного клуба» - известного развала в с/к «Олимпийский». Какой-то непонятно откуда взявшийся зал прямо посреди «магазина» со стульями и сидящими на них гражданами, делающими вид, что им нет никакого дела до роящихся вокруг «любителей гуманитарной литературы». Вместо привычного ланжа или брит-попа – лучшей музыки для шоппинга, - в динамиках раздаются какие-то завывания, которые с трудом можно опознать как стихи. Но, в целом, неплохо: иллюзия низких цен «от издателя» («прямо с базы»); расположение в центре, недалеко от метро; широкий ассортимент (в том числе книг старых тиражей, которые магазины могут уже и не брать) литературы; возможность встретить старого знакомого, такого, знаете, которые только в книжных встречаются… А потом – вывешивать в ЖЖ списки прикупленного.
Вообще же, тон прессы о «non - fiction /7»[1] довольно позитивный: а чего собственно ругать эту выставку, так скажем «антинародной» литературы? Хорошо, что она есть. Плохо, если вдруг ее не станет. Было бы, наверное, наивным, на основании только беглого осмотра выставки делать далеко идущие выводы о состоянии интеллектуального сектора книжного рынка, ведь фактическое неучастие в ярмарке некоторых крупных агентов может иметь причиной все что угодно, вплоть до неповоротливости и лени менеджеров. Однако оптимизм, с которым приветствуется появление на выставке мастодонтов торгово-издательской деятельности вроде «АСТ» или «ЭКСМО», кажется или неуместным или, по меньшей мере, преждевременным. Для этих «контор» участие в ярмарке – не способ продать пару сотен экземпляров книг и срубить черного нала или «засветиться» в тусовке. Для них это – знак выхода на рынок non - fiction . А выход этот может иметь не самые радужные последствия для самого интеллектуального книгоиздания. По наиболее мрачным прогнозам, это может привести к поглощению или вымиранию мелких издательств и сегрегации их продукции в маргинальные салоны. А пока же визит «мамонтов» оборачивается легким конфузом – попыткой представить как non - fiction «12 способов правильно разделать рыбу».
Есть и еще одно последствие появления крупных издательств на этом рынке. Не секрет, что именно для «АСТ» и К книжный бизнес – это именно бизнес, а не средство культурной дистрибуции. Они так деньги зарабатывают: издают и продают. А вот для большинства традиционных издательств-фигурантов рынка non - fiction зарабатывание денег штука весьма проблематичная. Издания осуществляются за счет дотаций, грантов, системы патронажа и т.п. Книги издаются не для того, чтобы их продавать, книга как таковая не более, чем элемент реализации особого рода «издательской политики», ориентированной в итоге не на расширение круга заинтересованных лиц, но на устранение возможной конкуренции в своем культурном микросекторе в ситуации общего status quo . И пока такое положение сохраняется, рынку интеллектуального книгоиздания ничего не грозит, кроме деградации.
Мой приятель Славик служит менеджером как раз в одном из книгоиздательских монстров. Но вот выпить с ним как-то не вышло. Он в первый раз проигнорировал “ non - fiction ”, а я в первый раз туда попал.
[1] Например здесь: «Информагентство Культура» http://www.gif.ru/afisha/non-fiction-7/view_print/. Или здесь: «Коммерсант» http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=631354&IssueId=23575 . Или тут: «Газета.Ру» http://www.gazeta.ru/2005/11/30/oa_179775.shtml .
Дата публикации: 09.12.05
Проект: АнтиАфиша
© Данилов В. 2005