В последние годы во Франции все более явной становится тенденция «философского бума». Его наиболее заметные составляющие – распространение философии и философов в медиа-сфере (радио, журналы, сцены театров), выход философии за пределы университетских стен, огромные тиражи философской литературы и, одновременно, критика со стороны «пуристов».
Одним из первых симптомов этой «новой новой философии» можно считать книгу «Мир Софии» (Le Monde de Sophie) Жостена Гаардера (Jostein Gaarder), вышедшую в 1995 году и проданную на материковой Франции тиражом в 1 млн. экземпляров. Философские кафе, народные университеты и другие среды стали весьма удачной площадкой распространения философии, которая пытается – и весьма успешно – «выйти к людям». Главный редактор недавно открывшегося журнала «Philosophie magazine» Александр Лакруа (Alexandre Lacroix) утверждает, что подобный журнал, как и вся «философская волна», были бы невозможны в 50-е годы XX века, когда философия была ограничена узкопрофессиональными рамками. Размыканию философии как знания и практики способствовало то, что такие авторы, как Сартр или Фуко, переместили философию в сферу публичности и политики, сделав ее общественно значимой. Следующей этап продвижения философии – проникновение в частное пространство самых разных людей. Здесь философия все больше соперничает с психологией, однако эта конкуренция пока приносит позитивные результаты. Александр Лакруа отмечает, что философия способна ставить более острые и более интересные для людей вопросы, нежели психология, сосредоточенная на «решении проблем» и «благополучии». Некоторые идут дальше: Оскар Бренифье (Oscar Brenifier) импортировал во Францию разработанную в Британии экзистенциальную терапию, преобразовав ее в «философские консультации»: цена консультации составляет 50 евро, однако возможна и бесплатная помощь.
Важным элементом наблюдаемого бума является развитие философского книжного рынка, причем достаточно сложно структурированного. Философскими бестселлерами не становятся узкоспециальные работы. В числе трех французских философов-тяжеловесов (каждая книга которых выходит тиражом до 200 тыс. экземпляров) – бывший министр образования Франции Люк Ферри (Luc Ferry), Андре Конт-Спонвиль (André Comte-Sponville) и Мишель Онфре (Michel Onfray), прославившийся возрождением движения «народных университетов». Последняя книга Люка Ферри «Учиться жить» (Apprendre à vivre, изд-во Plon) уже 30 недель удерживается в самых верхних строчках книжных хит-парадов, а сейчас бывший министр публикует одновременно две работы – «Победить страхи. Философия как любовь к мудрости» (изд-во Odile Jacob) и комментарий к Канту в издательстве Grasset. Последняя книга Онфре – «Сила существования» (La Puissance d'exister). Этими тремя фигурантами большой философский рынок не ограничивается, не менее известны и другие авторы – например, Бернар-Анри Леви (Bernard-Henri Lévy), Ален Финкилькраут (Alain Finkielkraut), Элизабет Бадинтер (Elisabeth Badinter), Мишель Серр (Michel Serres), Жан-Клод Мишеа (Jean-Claude Michéa), Франсуа Дагонье (François Dagognet).
Популярность философской литературы нового типа достигается за счет множества литературных и коммуникативных практик, которые делают философию более доступной, понятной, убедительной и полезной для обычного читателя. Например, Онфре одну из книг начинает в исповедальном жанре, рассказывая о тех трудностях, с которыми он столкнулся в детстве – трудностях, из-за которых он стал взрослым «в десять лет». Андре-Конт-Спонвиль рассуждает о Боге и атеизме в стиле Достоевского, делая проблему божественного существования не отвлеченной теологической забавой, а экзистенциальным затруднением.
Бросающимся в глаза элементом философского книжного рынка являются всевозможные серии «философии для детей» или «философии для идиотов» Примеры – «Философские полдники» (Les Goûters philo, изд-во Milan), «Филодети» (Philozenfants, изд-во Nathan) «Филобасни»(Philo-fables, изд-во Albin Michel).
Все это не может не вызывать вполне понятного недовольства со стороны философских пуристов, то есть представителей философского академического истеблишмента, заинтересованного в ограничении доступа к философии. Жак Бувересс (Jacques Bouveresse), известный проповедник аналитической философии во Франции, сетует на то, что сращение философии с медиа-сферой, начавшееся в 70-х гг., успешно завершено. «Философская сертификация стала плохо управляемой» (L'appellation philosophie est devenue un peu incontrôlée), – замечает Эдуар Ожале (Edouard Aujaleu), председатель «Ассоциации преподавателей философии общественного образования» (Appep). «Новые новые философы», однако, настаивают на том, что успех их философии заключается в том, что она прививает вкус к философии как к практике, а не просто культивирует любовь к сложным философским текстам.
источник: L'Express
2006-10-19 20:50:00