Жижек - против современных левых

В ноябрьском номере London Review of Books Славой Жижек выступил со статьей «Сопротивление – это капитуляция», в которой ясно обозначил свою позицию по отношению к современному левому движению, и прежде всего к «постмодернистским левым». Жижек считает, что марксистское сравнение капитализма с вампиром сейчас как никогда живо: вампир оживает, восстает после любых попыток пригвоздить его. На фоне этой неустранимости капитализма стратегии современных левых распадаются на несколько вариантов.

Левые могут принять гегемонию современной политической системы (либеральной демократии) и пытаться действовать изнутри нее и по ее правилам (стратегия «Третьего пути»). Левые могут согласиться с гегемонией, но пытаться действовать в ее «зазорах». Они могут, что главное, принять тот факт, что действительное сопротивление невозможно, однако его следует продолжить, устранившись от «реальной политики» и направляя в адрес государственного аппарата требования, которые он выполнить не в состоянии. Другим вариантом современного левого движения является перенос акцента на «повседневные» практики, которые, дескать, могут быть изменены вопреки общей капиталистической системе. Наконец, остается вариант Хардта и Негри, предполагающих возможность повторения классического марксистского жеста в условиях современного «когнитивного» капитализма.

По версии Жижека, главный момент современного левого движения – устранение из политики за счет требования «не захватывать власть, а осаждать ее невыполнимыми требованиями». Противоположные стратегии объявляются «устаревшими». В частности, такая «постмодернистская» стратегия «бесконечных требований» изложена в работе Simon Critchley Infinitely Demanding («Бесконечно требуя»). «Бесконечное требование» объединяет самые разные формы современного сопротивления, признаваемого левыми «легитимным» - это экологистские группы, разнообразные антисексистские и антирасистские движения, локальные формы самоорганизации и т.п. Легитимная левая политика – это «политика бомбардировки государства невыполнимыми требованиями с последующим разоблачением немощи государственных механизмов и их ограничений». Главный аргумент, поддерживающий эту стратегию, заключается, по мнению ее теоретиков, в требовании бесконечной справедливости.

Жижек показывает, что в реальных условиях императив этой стратегии оказывается двусмысленным. Например, в условиях, когда сопротивление встречается с противником в виде откровенно тоталитарного режима («Гитлера»). Это, в свою очередь выдает тот факт, что подобное «левое» сопротивление требует в качестве своего адресата «либерально-демократический» режим, способный принимать «радикальные» петиции и ритуально отвергать их как невыполнимые. Таким образом, либеральная демократия и современное левое сопротивление находятся в отношении взаимного паразитирования. Левые бесконечно долго могут поддерживать функции «суперэго», спасая свою чистую совесть посредством адресации государству своих бесконечных запросов. То есть левые выполняют функцию «этического мышления», тогда как государство делает всю грязную работу управления и «реальной» политики. Чем больше государство пытается выполнять «запросы» левых, тем более виновным оно себя ощущает – поскольку эти запросы невыполнимы. Однако современное государство знает об этом, поэтому использует это «этическое мышление», адресуемое ему, в своих целях: так, Буш, столкнувшись в Лондоне с протестующими против начала войны в Ираке, заявил: «Именно за это мы и боремся, чтобы в Ираке люди тоже могли так протестовать».

Противоположной современным левым Жижек считает стратегию Чавеса, то есть стратегию действительного захвата власти и подчинения государственного аппарата своим целям. Аргументы, требующие оставить государство в покое и просто «сопротивляться» ему, по сути, сейчас уже лишились своего левого содержания: сопротивляются власти государства не только левые (экологисты, феминисты и т.п.), но и крупные корпорации, охотники на лис, Билл Гейтс и т.п. Поэтому Жижек считает, что «невозможное требование» - это лишь требование, которое постулирует государственную власть как предельно «реальную». Вместо политики таких требований он считает необходимым «требовать» именно реально, то есть бомбардировать власть точными, тщательно отобранными требованиями, которые не могут быть отброшены как невыполнимые и симулятивные.

источник: London Review of Books
2007-11-09 12:00:00

Все новости

Сайт | ©2004-2007 Censura