Круглый стол "Социокультурные функции философии: теория и практика" (27 сентября 2005 года)

Сафронов П.А.


Курс философии

Тезисы выступления на круглом столе “Социокультурные функции философии: теория и практика” (философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 27 сентября 2005 года)

1. Спросить о функциях чего-либо означает спросить для чего оно нужно, что может делать, как может быть использовано. Темой круглого стола у нас спрашивается: для чего нужна философия? Отказываясь от попытки схватить философию как целое, мы начинаем заниматься рассматриванием одной её стороны. Но одна сторона – это только одна сторона. Соотнесение её со смыслом целого требует-таки большого воображения. Вопрос о функциях, поставленный с претензией на ясность и понятность спрашиваемого, сам проверки на ясность и понятность не выдерживает. Вернее, он оказывается больше любого конечного (читай – одностороннего) ответа. Исследование функций философии как теоретическое занятие представляется нам лишённым собственного предмета.

2. Тем не менее, внутренняя логика поставленного вопроса понятна. Если мы знаем, что электроплита нужна для того, чтобы готовить пищу, мы встраиваем её в свой кухонный гарнитур. Если мы знаем, для чего нужна философия, мы встраиваем её в свой жизненный мир. Таким образом, вопрос о функциях философии представляет собой неявную попытку дать такое определение философии, которое вписывало бы её в современный рыночный контекст, создавая видимость её респектабельности и пригодности для эффективного использования. То есть практическое измерение этого вопроса в отличие от теоретического, имеет, на наш взгляд, большую прозрачность: определить полезность философии, посчитать её рыночную стоимость.

3. Это приводит нас к гораздо более прозаическому вопросу: как продать/купить философию? И коррелятивно с ним: как убедить потребителей в том, что философию стоит покупать? В таком случае смысл настоящего круглого стола вырисовывается вполне определенно: провести маркетинговое исследование, собрав фокус-группу из числа лиц, ex officio приобщенных к производству и потреблению философии. Действительно, полезно поинтересоваться у держателей акций философии, ликвидны ли они. Тогда от вопроса о философии вообще мы переходим к вопросу о том, что люди, вооруженные знаниями по философии, могут с ними делать. То есть зачем и кому нужны философы, понимая под этим соответствующую квалификацию в дипломе, в настоящий момент?

4. Именно на этот вопрос приходится отвечать всем выпускникам философского факультета. Мы здесь не будем касаться вопросов трудоустройства религиоведов и политологов. Что касается собственно философов, то здесь ответ очевиден: большинство внефилософской публики, включая обучаемых в разных вузах студентов, рассматривает философию как бесполезную трату времени, а людей, её преподающих, как безответственных болтунов. Философу очень трудно найти себе место, в каком бы смысле ни понимать это выражение.

5. Однако благодаря этой своей безместности философ может думать. Философ с местом хиреет и чахнет, а вместе с ним хиреет и чахнет выгодно размещённая философия. Окольными путями пробираются отдельные группки философов к совместности, большая же часть так всю жизнь и работает только для собственного удовольствия. Мне кажется, что избыточность, крайность, асимметричность философии по отношению к сложившемуся положению вещей и есть её главная, постоянная и единственная социокультурная функция. Философия и общество сходятся в том, что взаимно отрицают друг друга.

© Сафронов П.А. 2005

Сайт | ©2004-2007 Censura