Как философия функционирует в современном социокультурном пространстве:
I . Практика: Философия академическая:
Человек сталкивается с философией главным образом в сфере высшего образования и/или в прочтении текстов классифицированных как «философские». Соответственно в общественной сфере философия представлена профессорами/студентами/аспирантами философских факультетов, издательствами/Интернет сайтами, которые публикуют «философские» тексты, и потребителями этих текстов, подавляющее большинство которых имеет философское образование. Также можно упомянуть различные философские сообщества, конгрессы, клубы и т.д.
Критерии оценки философии/философов вырабатываются в академической среде. Как и университеты, факультеты также имеют рейтинг/репутацию/имя. Для формирования факультета с высоким статусом, факультет необходимо укомплектовать высококвалифицированными профессионалами. Формула проста: чем больше ведущих философов на факультете, тем выше рейтинг данного факультета.
В академической среде «просто философов» не бывает. Есть специалисты/эксперты в определенной области (например, по истории философии XVIII века, по эпистемологии, основатели какого-нибудь направления и т.п.).
У многих факультетов тоже есть специализация, особо ярко выражающаяся в делении на два философских лагеря: аналитической и континентальной философии. Представители разных лагерей всячески вытесняют «чужих» и стремятся к тому, чтобы факультет, на котором они работают, был укомплектован соплеменниками.
II . T еория: Философия публичная
Попытка создать философский бестселлер, продукт широкого потребления: философия за 90 минут/философия для начинающих (в картинках)/100 великих мыслителей. Такого рода проекты могут оказаться успешными, если продюсеры и маркетологи нащупают соответствующую нишу на рынке и займутся продвижением этого товара. Также продвижение таких продуктов можно придумать и другую упаковку (по аналогии с телесериалами по мотивам популярных литературных произведений: философские talk - shows на телевидении).
Философы могут быть задействованы в аналитических проектах ( think tanks ). Однако в таком случае философ занимается не столько философией, сколько решением довольно конкретных задач/заказов, он – сотрудник организации, у которого есть набор «философских знаний», которые могут пригодиться для создания определенного интеллектуального продукта.
Философия может быть использована в политической сфере для «философского обслуживания» различных интересов: здесь речь может идти об оказании идеологической поддержки политическим проектам, о консультационных услугах и т.п.
© Никонов А.В. 2005