Круглый стол "Социокультурные функции философии: теория и практика" (27 сентября 2005 года)

Дмитриев В.Е.


Нераскрытые возможности философии

Есть ли функции философии в обществе и культуре? Видимо, нам исходно следует согласиться, что они имеют место быть (в соответствии с темой Круглого стола). И я буду считать эти функции так же «реальными». Много ли их, каковы они вчера и сегодня, насколько они значимы для общества и культуры, как они реализуются и т.п.? Мне хотелось бы немного отклониться от этого возможного русла вопрошания. И поговорить о тех функциях философии, которые до сих пор не были реализованы в истории, хотя и предполагались самим существом философии. Я хочу спросить: каковы нераскрытые возможности и резервы философии?

Начну с самого общего и абстрактного соображения. Исходно, философия выполняла, в отношении родового порядка общества, критическую функцию, с тем, чтобы утвердить в обществе набор новых (не родовых) социальных порядков. Но критический запал философов не знал удержу, так что сами деспоты и тираны (социальное алиби философии) так же оказались под огнем. А в своем пределе философия, в качестве критики, завершается тотальной неудовлетворенностью бытием и властью. Поэтому, я считаю, что философия в своем пределе является «левым» (свободным в отношении бытия) и «анархистским» (саботирующим действие вертикали власти) предприятием. Думаю, что радикализм философии в отношении бытия и власти не может довольствоваться только концептуальной работой, но с необходимостью требует практической реализации в обществе. А ее реализация является революцией. Ведь философия это не одна из форм культуры, и это так же не одна из сфер общества, философия – это вполне определенный путь и образец преобразования для всех сфер общества и всех форм культуры.

Теперь я перейду к более конкретному и частному соображению.

Начну с указания на то, что персоналистически ориентированная мысль не являлась в философии ни единственно первой («первая философия» гетерономна), ни исходно доминантной. Так, например, Ксенофан Колофонский подчеркивал значимость философского сообщества для установления истинностных содержаний. В его фюсиологии любое личностное усилие получает смысл лишь через совместные усилия множества мыслителей, т.е. персоналистическое значение такого усилия сведено к нулю. Уже в фюсиологии, по моему мнению, исходно содержалась возможность не персоналистически ориентированной философии. Я называю такую возможность философии – коммунитарной мыслью. Но возможность коммунитарной мысли так и не была исторически реализована, хотя она исходно присутствует в самом существе философии. Со времен Сократа и софистов в философии утвердилась персоналистически ориентированная мысль. Пик своего господства персоналистически ориентированная мысль достигает в Новое время. Как известно, Р. Декарт откровенно считает, что воображение одного всегда превосходит воображение многих. Думаю, что именно новоевропейская метафизика субъекта надолго похоронила возможность коммунитарной философии. Но в конце прошлого столетия радикальная критика метафизики субъекта позволила взглянуть по-новому на работу философов. Не всегда умственное усилие – это достояние личности, чье-то частное дело и собственность. Возможна мысль многих. Полагаю, что философская мысль – это еще и мысль сообщества, т.е. коммунитарная (или общественная) мысль. Такая коммунитарная перспектива философии еще не реализована. Думаю, что только за теоретической и практической реализацией лишь такой перспективы - будущее философии.

Детали обсуждения самой идеи коммунитарной философии смотрите здесь: http://www.censura.ru/forum/viewtopic.php?t=17; а продолжение здесь: http://www.censura.ru/forum/viewtopic.php?t=18&start=0.

© Дмитриев В.Е. 2005

Сайт | ©2004-2007 Censura