Круглый стол "Социокультурные функции философии: теория и практика" (27 сентября 2005 года)

Миронов В.В.


Философия как предупреждение

Философия (философское мышление) – это особое понимание мира посредством его познания и переживания, когда познанные объективные закономерности, преломляются сквозь призму интересов Человека, а субъективное ценностно-эмоциональное восприятие мира подвергается рациональному - критическому и систематическому - осмыслению . Иначе говоря – это выявление предельных (метафизических) оснований существования мира и Человека. Таким образом, философское мышление – это наиболее абстрактная и глубокая форма рефлексии человека над проблемами личного и мирового бытия. В центре философских исследований всегда стоит Человек.

Результатом такого рода предельной проблемной рефлексии над бытием и самим собой, становится то, что человек вырабатывает в себе определенную культуру мышления, особого рода метафизическое отношение к миру и к любому исследуемому объекту. Занятия философией шлифуют интеллект и обостряют интуицию, нацеливают на открытое существование в мире, когда человек больше всего ценит разумную последовательную аргументацию и продуманность жизненной позиции. Поэтому можно сказать, что философия есть прежде всего сам творческий процесс философствования, которым можно овладеть лишь в результате его систематического освоения.

Соответственно, важнейшей функцией философии выступает функция критически-синтетическая , независимо по отношению к какому явлению или историческому моменту она относится. Выполнение этой функции помогает человеку трезво и критически оценивать как самого себя, так и свое социальное окружение. Она учит мыслить последовательно, находя точные и по возможности ясные аргументы как для обоснования своей собственной позиции, так и для убедительной критики мнений оппонентов. В этом смысле, философия противостоит всему алогичному, бессвязному и претенциозному; она несовместима с поверхностным умствованием и безответственным словоблудием. Подлинное философствование - это дух синтеза и гармонии, поиска единства в многообразном и разнообразия в единстве.

Поскольку философия имеет дело не только с реальным миром, но и с миром трансцендентальным, идеальным и поскольку своеобразной «эмпирией» для неё выступают тексты, то философия представляет собой особого рода деятельность по приумножению смыслов (смыслотворчество) через философскую интерпретацию. Поэтому философия создаёт множество, даже бесконечное множество смысловых миров, внутри достаточно определённого смыслового пространства предельных вопросов к бытию. Это придаёт философии характер принципиально незавершенного знания. Философия, через интерпретацию как бы увеличивает культурный массив смыслов, интерпретируя тексты, с целью выявления их значения для нынешней культурной ситуации.

Поэтому философия является интегральной формой интерпретации, осуществляемой на уровне самосознания всей общечеловеческой культуры. Это особая мыслительная деятельность ищущая, находящая и конструирующая смыслы бытия и человеческого существования. Соответственно, по отношению к социуму (хотя можно было бы перечислять множество других функций философии, которые она действительно выполняет) критическая функция дополняется функцией конструирующей или моделирующей. Философия в области социума должна строить модели социального развития, модели будущего, предлагая осмыслить варианты того или иного развития. Ибо выбирать путь развития можно лишь на идеализированном уровне, на уровне построения и обсуждения теории. Исторически выбранный вариант изменить и даже поправить невозможно.

Отсюда вытекает и особое отношение философии к власти (и власти к философии). В достаточно стабильной социальной ситуации власть не вмешивается в деятельность философских институтов (совокупность деятельности отдельных философов и философских сообщество разного рода), периодически обращаясь к ним за «идеологической помощью. В случае социальной нестабильности, философская общественность дифференцируется на приемлемую власти, которой дают возможность существовать и фундаментализировать господствующие государственные идеи; и неприемлемую власти, которую самыми разными способами пытаются нивелировать.

В свою очередь, в философии всегда стоит проблема её отношения к власти. Действительно, должна ли философия сближаться с властью? Не приведет ли это к тому, что философы будут фундаментализировать некие идеологические установки. Путь уже выбран, давайте докажем, что он был единственно возможным – вот парадигма такого запроса. В этом случае неизбежно перерождение самой философии в идеологию с претензией на истину в последней инстанции, как это уже было и не только в нашей стране.

Философия это прежде всего свободное мышление, которое должно, в том числе осмысливать и действительность, а осмысление необходимо связано с критическим отношением к этой действительности. Поэтому философия должна всегда быть дистанцированной от власти, что вовсе не означает, что те или иные философские идеи не могут быть данной властью восприняты и использованы . Но это дело не самой философии, а скорее тех людей, которые представляют власть.

Поэтому, хотя философию трудно упрекнуть в прагматизме, история показывает, что влияние философии на прагматическую, в частности политическую деятельность может быть огромным, ибо  любая система управления требует идеологического, духовного обоснования. В этом смысле, философ всегда востребован, но его помыслы должны быть чисты и опираться на истину, даже, если она оказывается неприемлемой для власти. Сближение с властью – это всегда компромисс между внутренним свободным мышлением и необходимостью обосновывать идеи или действия, которые слишком далеко отстоят от истины.

Философ это носитель ценностей, выработанных им самим, путем философской рефлексии, но, одновременно, и разрушитель, так как они могут не совпадать с общепринятыми ценностями и нормами поведения. Вспомним судьбу Сократа, которого осудила та форма правления – демократия, которую он всегда отстаивал, хотя и критиковал. Философ, по возможности, должен стоять над обществом, над политикой, над религией, и даже над самим собой, размышляя о судьбах мира. Иное дело, насколько это возможно в реальной жизни.

Сегодня в нашей стране отсутствует реальная идеология, на базе которой формируются общенациональные интересы и ценности. В этой ситуации такой идеологический вакуум заполняется псевдоидеологическим образованиями, выдуманными политтехнологами и не отвечающими запросам гражданского общества в целом. Это неизбежно приведёт к кризису управления.

Создать такую идеологию сверху в принципе нельзя, хотя в истории такие попытки были и «философов» периодически запирали на правительственных дачах, для написания её основ.

И не случайно, забываемый сегодня моральный кодекс строителя коммунизма был так схож с евангельским заповедями. Философия конструирует предельные основания. В случае религии – это Бог. В случае философии – это рационально сконструированный Абсолют. Философия – это всегда конструкция абсолюта. Философ создает некий абсолют. Именно на таком метафизическом основании базируются системы ценностей.

Но сегодня, по-видимому, власть еще не осознала необходимость создания такой системы ценностей, поэтому, повторяю, главной функцией философии остаётся предупреждающая социальная критика.

© Миронов В.В. 2005

Сайт | ©2004-2007 Censura